Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)

Культовый камень из Плёса (Плёсский камень, Сват–камень, Камень Любви, Велеший, Дедова шишка, Чиркун)

Плёсский камень - памятник языческой культуры первого тысячелетия до нашей эры. До августа 2011 г. место нахождения камня  (у д. 21 по ул. Ленина)  находилось недалеко от Хреновского оврага, ограничивающего с запада Больничную гору, представляющую собой отрог высокого коренного берега р. Волги.

Учитывая археологическую карту города, можно предполагать, что фаллический камень мог иметь отношение к одному из трех объектов, находящихся в границах г. Плеса:

  1.  Городище Плёс на Соборной горе (название объекта культурного наследия «Исторический культурный слой г. Плёс (Плесо)»). Здесь раскопками П.Н. Травкина на мысовой части Соборной горы были обнаружены яма  многократного языческого жертвенного кострища и еще две ямы ритуального назначения. Этот комплекс исследователь определил как святилище Велеса. В северо-западном углу ямы кострища были прослежены остатки древесины, которые были трактованы как остатки деревянного символа мирового древа.
  2. Городище дьяковского времени и домонгольский курганный могильник на Холодной горе (название объекта культурного наследия – курганный могильник Плес 2).  Известны случаи находок фаллических камней на древнерусских курганах (камни с погоста Рудина Слободка и из урочища Могильницы).
  3. Мысовая часть Больничной горы. Два местных информатора, пожилые жительницы Плёса Сурина и Кузнецова, утверждали, что «камень… в прошлом, скатился с Больничной горы». Данная версия представляется нам достаточно убедительной, т.к. имеются данные о том, что в XIX-XX вв. камень использовался сначала как коновязь, а потом как отбойник при доме, расположенном под Больничной горой на искусственной террасе. Таким образом, он не мог на этом месте стоять изначально, а появился здесь после постройки дома, или его предшественника. Дом, рядом с которым он стоял в качестве коновязи, а затем отбойника, был построен плесским мещанином А.П. Бакакиным после «испрошения» им разрешения на строительство в 1856 г.

Фаллический камень  под Больничной горой долгое время был частью городского пейзажа Плёса. Он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. В последнее время культовый камень стал очень популярен у  туристов. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий. Современные названия камня - «Камень-гриб», «Камень любви», гораздо реже сейчас употребляется название – «Шаляпинский камень», но оно достаточно часто употреблялось ещё в 90-е г.г. ХХ вв. Название «Камень любви» появилось в Плесе только в конце ХХ века. Скорее всего, появление нового топонима можно связать с развитием туристического бизнеса и его инфраструктуры, появлением большого количества частных музеев и новых, нетрадиционных для Плёса, туристических маршрутов. Камень стал позиционироваться как местная достопримечательность наряду с «деревом любви».

 В 90-е г.г. XX в. у старожилов Плёса  были  зафиксированы и другие  чрезвычайно интересные и более древние названия, ныне практически вышедшие из речевого оборота горожан: «Сват–камень», «Дедова шишка», «Чиркун», «Велеший». 

Говоря о языческих идолах, Б.А. Рыбаков утверждал, что «большинство каменных изваяний найдено случайно, без археологической связи с их первичным местом и в силу этого их трудно датировать и определить этническую принадлежность поставивших их людей, если речь идет о славянской периферии. Все идолы антропоморфны… По охвату человеческой фигуры они делятся на две группы: в одних случаях изображалась … одна голова, в других божество изображалось во весь рост. По содержанию, идолов можно разделить на три категории: идолы, изображающие мужчину с рогом изобилия в руках, фаллические  идолы и изображения без особых признаков». В связи с этим, местонахождение плесского языческого идола не на первичном месте вполне вписывается в общую картину. Но с большой натяжкой можно назвать его антропоморфным.

До 2011 года камень находился под Больничной горой у дома № 21 по улице Ленина г.Плёса. По сведениям старожилов он еще до революции скатился туда с Больничной горы. Камень использовался как коновязь, а в последние годы как отбойник, защищавший угол дома.

Потом камень отдали предпринимателю, но ненадолго. Местный историк Галина Панченко, выявив историческую ценность камня, стала добиваться определения его на постоянное хранение в фонды музея. С помощью крана-подъемника фаллический символ был доставлен в музей.

В 2012 году Общественный совет по развитию Плёса, возглавляемый губернатором Ивановской области Михаилом Менем, принял решение о передаче ивановского «Камня Любви» из фондов музея во временное пользование бизнесмену Сергею Шевцову под патронаж, но только при условии установки сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, Совет не проконтролировал выполнение своего решения..

Источники: http://www.gvw-rggu.narod.ruhttp://www.kursk.kp.ruhttp://great-travel.ruhttp://www.37.ruhttp://www.ivanovonews.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Новописцовский мегалит Курганы в Курьяново »