Петроглифы Жетысу – открытие культового места в урочище «Кыз Емчек»
В прошлом полевом сезоне археологами заповедника-музея «Иссык» была проведена разведка в высокогорном районе верховьев рек Иссык и Рахат. В результате был обнаружен памятник древней живописи. На древней марене, на высоте 2950 м. найдены рисунки эпохи бронзы и раннежелезного века, а также несколько более поздних. По результатам разведки была написана статья, в которой проводились параллели с рисунками Кулжабасы и Тмгалы, раскрывалось единство художественных традиций.
В этом году, в июле, была предпринята попытка более детального изучения этого памятника. К сожалению, погодные условия не дали нам такой возможности, и мы провели только беглый осмотр южной части марены.
Количество и разнообразие рисунков подтвердили предположение о том, что памятник является культовым местом и требует паспортизации и постановки на учет. Труднодоступность памятника наводит на некоторые мысли. Так, это могло быть поселение охотников на древнем пути через горы (следы древних троп для гужевого транспорта были зафиксированы в прошлом году).
Наличие оградок для жилищ, сцены загонной охоты (фото 1.) подтверждают эту версию. Возможно, здесь походил путь на Иссык-Куль через перевал Кок-Булак о чем говорят рисунки погонщиков верблюдов (фото 2). Большой интерес представляют изображения ловушек для загонной охоты – либо, это петля аркана на пути у стада козлов либо, яма-засада (фото 3-4).Корпус наскальных рисунков весьма разнообразен — здесь и изображение кабана (?) (фото 5.), и парящие в полете (на пуан
тах) и мчащиеся в галопе козлы, а также олени в позе резкой остановки (фото 6-8). Самым же интересным представляется рисунок козла рога которого стилизованы под спираль солярного знака (фото 9.), что в очередной раз подтверждает близость культов Солнца и Фарна. У ряда народов, воспринявших древнеиранскую культурную традицию, например у саков и сарматов, широкое распространение получил образ барана, как воплощение Фарна, а также иногда газели или оленя. Изображение этих символов на одежде человека зачастую свидетельствовало о принадлежности его к царскому роду. Широкое распространение изображение барана как символа Фарна получил в Согде и Бактрии. Такое изображение мы видим на навершии кулаха Золотого человека и Таксайской жрицы.
В целом вырисовывается такая картина — на древней террасе, образованной маренными сходами было несколько крупных панно с рисунками, разрушенных в результате катаклизмов (землетрясения, сходы лавин ). Часть рисунков была погребена под завалами, часть же осталась на поверхности образовавшейся марены. Марена под действием времени, льда и гравитации постепенно сползает вниз по руслу, ломая камни с рисунками. Поэтому, представляется крайне необходимым сделать свод рисунков и их фотофиксацию.
Памятник вызывает огромный интерес благодаря его географической привязке к элитарному могильнику Иссык и Рахат-Оректинскому археологическому комплексу, он дополняет и расширяет представление жизни и культуре древних кочевников Семиречья.