Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Оглахтинский могильник

Оглахтинский могильник

Оглахтинский могильник — комплекс захоронений Таштыкской культуры. Расположен в местности у хребта Оглахты в Хакасии, к северу от Абакана на левом берегу реки Енисей. Погребения датируются первой половиной I тыс. н. э.

Сухость почвы и благоприятные климатические условия позволили сохраниться быстро истлевающим в других условиях материалам: дереву, коже, мехам и ткани. Были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи. Артефакты из Оглахтинского могильника хранятся в Эрмитаже.

Всё содержимое Оглахтинской гробницы и ее сруб были в 1969 г. переданы на хранение и реставрацию в Государственной Эрмитаж. В 2002 г. в лаборатории научной реставрации памятников прикладного искусства из органических материалов возобновилось изучение мужской мумии. С неё была снята одежда — нижняя меховая куртка и кожаные штаны. Для первичного осмотра мумии были приглашены сотрудники кафедры судебной медицины Военно-медицинской академии (д-р медицинских наук И.А. Толмачёв, преподаватели А.П. Божченко и Д.К. Тамберг), сделавшие ряд предварительных наблюдений. Видимых следов насильственной смерти не зафиксировано, хотя полностью её исключать невозможно. Следы искусственной мумификации тела также отсутствуют: внутренние органы, по-видимому, не извлекались (через отверстие у плеча видно лёгкое), разрезов и швов на теле нет. По мнению экспертов, вполне вероятна естественная мумификация погребённого в подходящих климатических условиях.

Погребения Оглахтинской гробницы позволяют заметить две различные традиции воссоздания облика умерших, одновременно существовавшие в таштыкской культуре: мумификацию и имитацию. Мумификация, несомненно, восходит к обряду трупоположений и завершается им. Имитация же совмещает черты пришлого и местного обрядов, ибо содержит трупосожжение, сохраняя внешнее подобие трупоположения. Очевидно, что при похоронах люди пытались создать иллюзию единого обряда трупоположения, в ту эпоху превалировавшего среди местного населения, хотя часть новопоселенцев предпочитала вершить исконный для них обряд трупосожжений. Этим семейная усыпальница как нельзя лучше подтверждает указанное одним из авторов этой статьи время самого начала этногенеза хакасского народа, зародившегося, в согласии с ханьскими хрониками, от смешения угро-самодийского местного субстрата (практиковавшего трупоположение) с пришедшими с юга тюркоязычными гяньгунями-кыргызами, которые с раннеташтыкского времени и вплоть до современности хоронили своих умерших по обряду трупосожжения

Обряд мумификации тел, практиковавшийся в таштыкской культуре, известен с самого начала XX в. погребений на этом же Оглахтинском могильнике. Полученные тогда материалы включали и предметы из органических материалов, и остатки мумий из трёх гробниц. Ныне ранние оглахтинские коллекции хранятся в трёх музеях (ГИМ, Красноярский музей, Музей антропологии МГУ).

Источники: http://kronk.spb.ruhttp://museumsrussian.blogspot.ruhttp://www.archaeology.nsc.ruhttp://kronk.spb.ru

From:
Другие материалы в этой категории: « Могильник Итколь Усть-Сос »