Керносовский идол
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/2760-kernosovskij-idol#sigProIdf663a5948d
Керносовский идол — каменное изваяние эпохи энеолита, III тыс. до н. э., связанное с ямной археологической культурой.
Артефакт найден в 1973 году у села Керносовки Новомосковского района Днепропетровской области. Хранится в Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. И. Яворницкого. Экспонат ДИМ-А-9039. По наиболее распространённой гипотезе изображает божество индоевропейского пантеона.
Описание:
- лицо: глубоко посаженные глаза, нос, подбородок; изображены усы с опущенными вниз концами.
- оружие: лук со стрелой, булава;
- орудия: топоры, мотыга, ложка для разлива металла, литейная форма.
- животные — бык, две лошади, черепахи.
- другие: в центре стелы — человек с хвостом преследует двух животных, на боковой грани — фаллическая сцена — мужчина (с хвостом) и женщина в момент коитуса.
- орнаментальные рисунки: ряды треугольников, зигзагообразные линии.
На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
Некоторые ученые считают, что каменный идол – протоарийское божество – создатель мира, податель жизни и благополучия. Часть изображений на нем перекликается с сюжетами мифов индийского литературного памятника «Ригведа».
Свое название идол получил по месту находки. В 1973 году пятеро школьников из села Керносовка (Днепропетровская область, Украина) случайно обнаружили его в силосной траншее. Вволю накатавшись на велосипедах, мальчишки остановились на околице Керносовки у только что вырытой силосной траншеи. Тут они и заметили лежащий рядом необычный камень. Ребята начали очищать камень от земли и увидели рисунки, нанесённые на поверхность. Сама собой пришла догадка - это каменная баба. О своей находке ребята сообщили в Киевский институт археологии, но ученые так и не ответили школьникам. Новое письмо направили в Днепропетровский исторический музей.
Меценат и большой друг музея, начальник производственного комбината «Днепронерудпром» Михаил Соколов выделил «пазик», и члены областной секции памятников археологии во главе с археологом музея Людмилой Крыловой, приехали в Керносовку Новомосковского района. Восторгу археологов не было предела — ничего подобного они еще не видели! В этой небольшой статуи из серого песчаника (1,20*0,36*0,24 см, вес 238,5 кг) чувствуется гармоничность и благородство. Правая сторона серьезно деформирована (осталась глубокая вмятина) бульдозером. Идол представляет собой прямоугольную, достаточно объемную плиту (скорее даже блок) с небольшим выступлением сверху — головой. Все четыре стороны блока покрыты многочисленными рисунками, изображениями, выполненными в технике невысокого рельефа. На них изображены оружие, металлические орудия труда, сюжеты охоты и ритуальных танцев, лошади, собаки, закодированные календари, меандровые узоры, разные таинственные знаки и магические символы. По бокам головы выступают небольшие уши с углублением в центре. Лицо удлинено, с выступающим подбородком, низко опущенным на грудь. Глубоко посаженные глаза, небольшой нос, крепко сжатый рот, опущенные усы, руки, которые он то ли прижимает к правой стороне груди, то ли хочет поднести к лицу. Взгляд острый, пронзительный. В зависимости от падающего света то безразлично, то внимательно изучающий. Как и «бабы», этот идол оставляет странное чувство собственной, отдельной жизни, текущей в каменном теле независимо от времени и эпох.
Большой научный интерес вызывает тот факт, что в Керносовском идоле объединены в единую композицию все известные ранее элементы: фаллическая сцена, сцена охоты, космогонические представления, символы власти. Кто его создатель? Какую идею вкладывал в свое творение? Что хотел передать потомкам?
Грандиозный успех ожидал идола в Москве — его выставили в Музее изобразительных искусств имени А.Пушкина — именно здесь началась его мировая слава. Увидеть сенсационную находку мечтали все, но вне конкуренции был знаменитый Эрмитаж — три месяца Керносовский идол «гостил» в царских палатах на берегах Невы.
Ему предоставляли отдельный зал, особую подсветку, окружали благоговением и уважением. И странный идол с изменчивым выражением лица и неразгаданными рисунками наблюдал за потомками тех, кто его сотворил. Он пришел из эпохи неолитической революции, когда человечество сделало гигантский скачок в своем развитии. Он один из немногих свидетелей зарождения животноводства, земледелия, ткачества, гончарства, металлургии, производства оружия. Но, видимо, было что-то еще, о чем мы не знаем. Ведь каменное тело помимо известных изображений сохранило таинственные рисунки, смысл и значение, которых до сих пор не разгаданы. Он словно машина времени, сконцентрировавшая загадочную эпоху первых революционеров. Мрачно смотря исподлобья, он выполняет, наверное, свое самое главное предназначение – хранит тайны Великой степи.
Источники: https://ru.wikipedia.org; http://www.topos.ru