Мифы Древней Греции в культуре России. Михаил Величко
Как греческая литература вытеснила из образовательной программы эпос древних славян? Чему былины учат не хуже мифов?
Почему в стандарт нашего образования включили мифы Древней Греции, а древнеязыческая литература в программу не входит? Кто насаждает на Руси чужую культуру и провоцирует раскол общества? С помощью чего по-разному формируют менталитет правящей элиты и простонародья? Почему до середины XX века о мифах Древней Греции в России никто не знал? Можно ли заменить греческие мифы славянскими былинами и преданиями? Какое место занимали былины в культуре Древней Руси? Как легенды учат решению житейских задач и дают образцы поведения? Почему мы смотрим на сюжет сказки или былины снаружи, как зрители или слушатели? Как былины формировали менталитет наших предков? В каком возрасте ребенок знакомился с народными преданиями и какие аспекты ему поясняли взрослые на протяжении жизни? Что важное в сути былин упускает сторонний наблюдатель? Как научить сопереживать сказочным героям и видеть сюжет изнутри? Чем важно правильное понимание мифов или былин для развития культуры? Кандидат экономических наук Михаил Величко размышляет, как остановить попытки тех, кто пытается «выкорчевать» историческую память и знания, уходящие вглубь веков?
Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.
А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.
И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность.
Почему в стандарт нашего образования включили мифы Древней Греции, а древнеязыческая литература в программу не входит? Кто насаждает на Руси чужую культуру и провоцирует раскол общества? С помощью чего по-разному формируют менталитет правящей элиты и простонародья? Почему до середины XX века о мифах Древней Греции в России никто не знал? Можно ли заменить греческие мифы славянскими былинами и преданиями? Какое место занимали былины в культуре Древней Руси? Как легенды учат решению житейских задач и дают образцы поведения? Почему мы смотрим на сюжет сказки или былины снаружи, как зрители или слушатели? Как былины формировали менталитет наших предков? В каком возрасте ребенок знакомился с народными преданиями и какие аспекты ему поясняли взрослые на протяжении жизни? Что важное в сути былин упускает сторонний наблюдатель? Как научить сопереживать сказочным героям и видеть сюжет изнутри? Чем важно правильное понимание мифов или былин для развития культуры? Кандидат экономических наук Михаил Величко размышляет, как остановить попытки тех, кто пытается «выкорчевать» историческую память и знания, уходящие вглубь веков?
Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.
А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.
И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность.