Вход

Технологии древней Камбоджи

Избранное Технологии древней Камбоджи
Чего нельзя найти в Южной Америке, но можно в Индокитае.

Некоторые любители альтернативной истории, впечатлившиеся ранними фильмами ЛАИ, считают, что нет ничего интереснее памятников Перу, Мексики и, скажем, Ливана (Баальбек). Сумев открыть глаза на одни явления, они упорно не замечают других. Похоже, им требуется помощь. Что ж, попробуем. Рассмотрим в качестве примера постройки храмов Камбоджи.


Камня, как грязи

При знакомстве с храмами Ангкора поражает само количество резаного, прекрасно обработанного камня (какова его порода мы вплоть до детального изучения пока не говорим).  Бесчисленные стены, арки, кровли, портики, балясины, колонны и барельефы заставляют усомниться в том, что всё это - дело рук древних каменотёсов, вооружённых молотком и зубилом.





В большинстве храмов количество камня просто огромно и превосходит все мыслимые потребности - из камня сделано даже то, что спокойно могло бы быть деревянным или керамическим. Пожалуй, такого количества каменных кровель (не перекрытий, а именно кровель, которые мы сегодня делаем из шифера, черепицы, жестяных листов, гудрона или всего сразу) не встретишь больше ни в одном древнем архитектурном комплексе мира. Это тем более странно, что древесины на полуострове Индокитай (в отличие от Египта или того же Ливана) более чем достаточно.









То есть обработанный строительный камень при возведении камбоджийских храмов был в таком изобилии, какое не встречается даже сегодня.



Но объём производимого стройматериала - это, как ни крути, лишь косвенное доказательство возможного применения высоких технологий. Поэтому давайте присмотримся к уровню технической обработки составных частей строений.

Полигональная кладка

Наиболее очевидное, что роднит храмы Камбоджи с другими мегалитическими архитектурными комплексами, это знакомая нам всем полигональная кладка. Если внимательно приглядеться к самым знаменитым скульптурным изображениям Ангкора - ликам Бодхисаттвы, - без труда можно заметить, что изначально это была полигональная кладка, из которой позже скульпторы вытесали черты человеческого лица.





Вообще полигональной кладки в Ангкоре хватает. Местами она выражена отчётливо, а кое-где присутствует лишь в виде элементов. Вот, например, стены с отчётливой полигональностью.










Некоторые полигональные стены туристам запрещено даже разглядывать, не то, что снимать. Вот это фото было сделано одним из членов Клуба путешественников “Достояние планеты” в 2011 году, вопреки запретам смотрителей храма Преа-Кхан.



Здесь вы видите уже упомянутые лица Бодхисаттвы, только с другого ракурса, позволяющего оценить всю сложность изначальной мегалитической конструкции (до вырезки лиц).



Токарный станок в XII веке?

Есть один типовой элемент в строениях Ангкора, который у технически образованных людей не оставляет ни малейшего сомнения в том, что здесь использовались современные технологии. Это резные балясины и колонны. Ровные прорези и фаски, идущие по окружности на их поверхности, могли быть сделаны только на токарном станке. Принцип его работы прост: цилиндрическую заготовку закрепляют с двух сторон - и начинают быстро вращать. Одновременно к ней подносят резец - и делают разного рода пропилы. В результате получаются этакие фигурные колонны, шесты или валики. Можно сделать одинаковые (но это сложнее), а можно и нет - зачем, ведь и так красиво!









Если у вас есть знакомый токарь, покажите ему эти фотографии. С большой долей вероятности он узнает на них продукцию токарного станка. 

И в этом не было бы ничего странного - ведь, согласно официальной истории, прообразы токарного станка появились уже в 650 году до новой эры. А в 14-15 веках такие станки уже были распространены по всему миру. Поэтому можно себе вообразить, что единичные их образцы могли применяться в 12-м веке для, как бы сегодня сказали, строительства элитного жилья.







Но вот в чём незадача: для обработки крупных каменных заготовок требуется очень мощный станок с большой скоростью вращения, снабжённый маховым колесом. А такие механизмы стали появляться только в 16-м веке. Вот цитата из словаря Брокгауза и Ефрона: “Хотя есть указание, что маховое колесо употреблялось для приведения в движение токарного станка уже в XVI столетии, но во всеобщее употребление оно начало входить лишь с XVIII столетия”. Налицо нестыковка исторических фактов.

Тут ещё стоит упомянуть о том, что твёрдость резца, которым обрабатывали вращающийся каменный цилиндр, должна быть очень высокой. Такой сверхпрочной стали в 12-м веке точно не делали.

Надо сказать, что данная технология вообще характерна для древних архетиктурных сооружений Юго-Восточной Азии, Индокитая и Индостана.

Фрезерные технологии или 3D-принтер?

Но самой удивительной особенностью камбоджийских храмов является их слоистая сквозная обработка. Глядя издалека на многие храмы Ангкора и некоторые другие, трудно отделаться от мысли, что они распечатаны послойно на примитивном, но гигантском 3D-принтере. Посмотрите на эти фотографии: 

















Не правда ли, похоже на пироги из слоёного теста? Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что всё это слоистое великолепие идёт поверх обычной кладки. Идеально ровные сквозные линии проходят через всю стену, невзирая на кирпичи и блоки. Порой они опоясывают всё строение по периметру, и длина их составляет десятки, а то и сотни метров.





Очевидно, что сложить такую структуру невозможно - для этого потребовалась бы слишком большая проектная и подготовительная работа. Значительно проще сначала уложить блоки, а затем уже по ним делать наружную фигурную насечку.



Сегодня такая технология называется фрезерованием. Вдоль закреплённой заготовки бегает вращающийся резец - и выпиливает различные продольные или даже фигурные элементы. Но откуда было взяться фрезерному станку в 12-м веке? И какова должна быть его мощность, чтобы обрабатывать целые каменные строения?..

О многочисленных следах дисковых пил и о высверленных отверстиях самого разного диаметра мы в рамках этой статьи просто не говорим. Их число огромно.

Динозавр в натуре

Ну и конечно самое удивительное открытие последнего времени в Камбодже - это замеченное кем-то из исследователей или даже туристов анатомически подробное изображение стегозавра на барельефе храма Ангкор-Том.





Как вы наверное догадываетесь, науки палеонтологии в 12-м веке ещё не существовало. Учебников с рисунками динозавров строители Ангкора явно не листали. Так откуда же им было знать, как выглядел стегозавр? Где они вообще могли его увидеть? Разве что в каком-нибудь архетипическом сне он явился им из родовой памяти… Или, может, всё-таки храм был построен не в 12-м веке, а пораньше? А динозавры вымерли не миллионы лет назад, а попозже? Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить всем вместе.

Что ж, как видите, храмы Камбоджи таят в себе ничуть не меньше признаков возможного применения высоких строительных технологий, чем легендарные Мачу-Пикчу, Саксайуаман, Ольянтайтамбо, Тиу-Тиуакан и Баальбек.

Проект “Достояние планеты” отправляет экспедицию в эту красивейшую и древнейшую страну, чтобы на месте изучить наиболее интересные объекты. Руководителем экспедиции станет известный российский историк и исследователь, кандидат исторических наук Андрей Жуков.

Подробности об экспедиции читайте здесь:  http://dostoyanieplaneti.ru/2454-kambodzha-ekspeditsiya

Приглашение в Камбоджу. Андрей Жуков





Автор: Сергей Харцызов