ВИШЕРСКИЙ ПИСАНЫЙ КАМЕНЬ (Вишерская писаница)
View the embedded image gallery online at:
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/2516-visherskij-pisanyj-kamen-visherskaya-pisanitsa#sigProId8ae1a7fc60
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/2516-visherskij-pisanyj-kamen-visherskaya-pisanitsa#sigProId8ae1a7fc60
ВИШЕРСКИЙ ПИСАНЫЙ КАМЕНЬ (Вишерская писаница)
На берегах реки Вишеры известны несколько писаниц, они являются самыми северными в уральском регионе. Наиболее известным памятником наскального искусства этих территорий по праву можно Вишерский Писаный Камень. Он расположен в Красновишерском районе между деревнями Писаная и Акчим.
Цепочка скальных выходов протянулась вдоль правого берега реки примерно на километр. Камень с древними рисунками находится в ее центральной части, он сложен пластами известняка сероватых цветов и имеет в высоту около 80 метров. Он известен с 1689 года по челобитной вишерских манси как граница русских и мансийских рыбных угодий.
В начале XVIII века по реке Вишере проходили шведские офицеры, попавшие в плен при Полтаве. Среди них был подполковник Филипп Иоган Страленберг, он первым скопировал красочные изображения и опубликовал их в 1730 году. Краткую подпись к зарисовкам, сделанным Страленбергом, приводит в в «Сибирских древностях» известный российский востоковед Василий Васильевич Радлов: «Надписи, находящиеся в Великой Перми, недалеко от города Чердыни, либо выжженные, либо написанные нестираемою красною краскою на скале». Этот рисунок на протяжении более чем двух столетий был единственной копией писаницы. Рисунки Страленберга не отличаются точностью воспроизведения, но имеют ценность для изучения сохранности красочных рисунков, большинство фигур видимых в начале XVIII века прекрасно различимы на каменной поверхности и в наши дни.
В 1885 году наскальные изображения Писаного Камня осмотрел геолог, профессор Казанского университета Петр Иванович Кротов. Он отметил, что на скале есть выполненные красной краской различные фигуры, в том числе оленя, медведя, лисицы.
Наиболее тщательно памятник был исследован только в середине XX столетия, когда изучением писаницы занимался уральский археолог Владимир Федорович Генинг. В 1948 году он работал самостоятельно, а через год в составе Камской археологической экспедиции под руководством О.Н. Бадера. Писаница находится на шестом вниз по течению скальном обнажении над небольшим участком суши, попасть сюда можно только с воды. Во время паводка это место практически полностью заливается рекой. Красочные фигуры сохранились на высоте от 2 до 7.5 метров. Генингом были зарисованы и засняты на пленку более 200 фигур, объединенных в 10 групп. Для усиления контраста, фон вокруг некоторых рисунков густо заливался мелом. В.Н. Чернецов во 2 томе работы «Наскальные изображения Урала» критиковал этот метод усиления древних рисунков: «Заливка мелом препятствуеи повторным наблюдениям изображений при различных условиях освещения, обусловленных положением солнца, наличием или отсутствием облачности и т.д. и является слишком грубым приемом, в тех случаях когда контури линий и изображений неотчетливы и расплывчаты. При этом способе субъективные восприятия и ошибки возрастают во много раз».
Исходя из различий в цвете краски В.Ф. Генинг разделил все изображения на четыре эпохи: бордо — неолит; бордо-охра — бронзовый век; светлая охра — 2я половина II тысячелетия до н.э.; красная киноварь — середина II тысячелетия н.э.
http://nordural.ru/
http://uralrockart.ru
http://www.ural.ru
From:
Теги