Вход

От "Кон-Тики" до Магелланова пролива: как совершались великие открытия

28 апреля 1947 года началась самая известная экспедиция XX века – путешествие "Кон-Тики". Плот из бревен бальсового дерева отправился из Перу к берегам Полинезии, увлекаемый вперед течением Гумбольдта. Путешественники хотели доказать теорию о том, что жители Южной Америки в древности могли посещать Полинезию на точно таких же плотах. Капитаном экспедиции был Тур Хейердал – норвежский исследователь, – которому и пришла голову столь безумная, но, как выяснилось позже, абсолютно верная теория.

Плот "Кон-Тики" провел на плаву 101 день, преодолел расстояние равное 4,3 тысячи морских миль (8000 км) прежде чем его прибило к рифам атолла  Рароиа островов Туамоту. Хейердал доказал, что даже на примитивном плоту южноамериканские аборигены могли достаточно быстро и безопасно пересечь Тихий Океан.  Путешествие "Кон-Тики" - это настоящий подвиг неутомимого исследователя, а документальный фильм, который снимал во время плаванья сам Хейердал, даже был награжден "Оскаром". К сожалению, из-за многих факторов (включая тяжелый и непримиримый характер Хейердал) в научных кругах путешествие "Кон-Тики" вызвало большую полемику. С другой стороны, капитан экспедиции, который был самоотверженным последователем экспериментальной археологии,  вновь вернул интерес к древней истории.

В этот день мы решили вспомнить других великих путешественников и исследователей, чьи открытия изменили наш взгляд на мир.

Фернан Магеллан (1480 – 1521)

Фото: http://www.biography.com/

Известный мореплаватель родился в северной Португалии, но все основные путешествия были совершенны под флагом Испании, которая финансировала его выходы в море. Несколько первых экспедиция он был обычным матросом, но после этого взял курс на великие свершение. Первое кругосветное плаванье было совершенно именно Магелланом. Путешествие началось 20 сентября 1519 года, продолжалось целых три года и принесло смерть большей части экипажа. До конечной точки маршрута – порта Севильи – добрался лишь один корабль из пяти, и 18 членов экипажа из более 250 человек. Во время плаванья экипаж пережил все: изматывающие болезни, голод, бунт, нападение аборигенов и океанские штормы. Сам Фернан Магеллан, к сожалению, не дожил до окончания плаванья. Во время переговоров с туземцами Филиппин его ударили копьем в затылок, в результате этого он скончался. Но смерть Магеллана не была бесславной – ведь во время экспедиции был открыт Магелланов пролив. С помощью него можно было безопасно попасть из Атлантического океана в Тихий, что до этого казалось невозможным. Значение этого открытия для дальнейших исследований нашей планеты, сложно переоценить.

Васко да Гама (1460 – 1524)

Фото: http://www.poezdkin.com/

Великий исследователь Индии был не только современником Колумба, но и его прямым конкурентом. Васко да Гама, так же как и Христофор Колумб, стремился попасть в Индию, которая в представлении среднестатистического европейца XV века была чем-то средним между Золотым Городом Гребенщикова и Авалоном из английского эпоса. Васко да Гама не пытался выделиться и найти какой-то свой "особый путь" в Индию, а просто снарядил экспедицию и пошел вдоль африканского побережья, обогнув мыс Доброй Надежды.

Спустя два года, когда в Португалии уже успели забыть о нем. Васко да Гама вернулся из Индии с трюмом набитым специями. А так как шафран и перец стоили в те времена совершенно фантастические деньги, он сказочно разбогател. В дальнейшем, он еще много раз плавал в Индию и открыл эту страну для Европы (немного, но все-таки), став представителем королевской семьи Португалии в Индии.

Беллинсгаузен (1778 – 1852) и Лазорев (1778 – 1851)

Фото: wikipedia.org

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазорев сделали величайшее географическое открытие XIX века. Они опровергли гипотезу Кука о непроходимости южных ледников и открыли последний материк на нашей планете – Антарктиду. В ходе экспедиции Беллинсгаузен и Лазорев исследовали побережье скованного льдом материка и 29 небольших островов. Так же были сделаны зарисовки пейзажей сурового континента и животных видов, обитающих на нем.

Последнее большое "белое пятно" на атласах было закрашено. И после этого эпоха "Великих Географических Открытий" официально закончилась, но путешественники и исследователи не прекратили свои попытки раздвинуть границы известного нам мира.

Рауль Амундсен (1872 – 1928)

Фото: wikipedia.org

Несгибаемый норвежец, полярный путешественник и рекордсмен, "Наполеон полярных стран" и "последний викинг" по воспоминаниям современников. С самого детства Рауль знал свою цель – стать полярным исследователем. Поэтому он вел спартанский образ жизни (несмотря на неплохое состояние семьи), правильно питался, спал на улице (даже в лютую зиму) и всячески развивал свою стойкость.  

Рауль в составе нескольких экспедиций покорил Северный Полюс и первым в мире достиг Южного Полюса, оставив на нем издевательское послание для английской экспедиции, следовавшей по пятам за норвежцами.

"Дорогой капитан Скотт,
Поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения.
Искренне Ваш, Руаль Амундсен"

После покорения Южного Полюса Амундсен совершил еще множество открытий, например, он первым начал применять самолеты для помощи в экспедициях. Путешественник погиб во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле.

Жак-Ив Кусто (1910 – 1997)

Фото: http://epitafii.ru/

Известный на весь мир француз-океанолог начал свою карьеру первооткрывателя в тот момент, когда, казалось бы, на нашей планете не осталось "белых пятен". Но Кусто открыл для нас целый мир, который все эти столетия был скрыт от наших глаз – подводный мир. С самого детства он отдавал всего себя своей главной страсти – морям и океанам. Кусто сам сконструировал свой первый акваланг из противогаза и мотоциклетной камеры, которые едва не убил исследователя, но не сумел остановить будущего известного океанолога.

Даже во время войны Жак-Ив Кусто не отказывался от своего призвания. Убежденный пацифист он стойко продолжал съемки фильма, несмотря на нацистскую оккупацию. Что удивительно, гестапо так и не тронуло съемочную группу фильма, видимо решив, что океаны и подводный мир ничем не угрожают нацистскому режиму.  В дальнейшем Кусто  много раз так же везло. Так, знаменитую яхту "Калипсо" исследователь купил только потому, что ему помогли деньгами люди, так же увлеченные океанами.

Вся жизнь Кусто проходила на "Калипсо", где он путешествовал вокруг света вместе своей командой, своей женой, а впоследствии и с двумя сыновьями.

Источник: 360tv.ru