Как открыли русские былины
Мало кто знает, но большая часть русского былинного эпоса была собрана не на юге России, не в окрестностях Киева и Чернигова, а в далёких северных краях, в Олонецкой губернии. Ныне это территория Карелии, Вологодской, Новгородской, Ленинградской и Архангельской областей. Официальные историки до сих пор не могут объяснить этот феномен
В середине XIX в. в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: в Олонецком крае была обнаружена активно бытующая живая былинная традиция. Ее первооткрывателем явился высланный в 1859 г. за политическую деятельность в Петрозаводск П. Н. Рыбников. Работая чиновником канцелярии губернатора, Рыбников стал пользоваться служебными разъездами для собирания былин. В течение нескольких лет он объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. Собиратель работал с выдающимися сказителями Т.Г. Рябининым, А.П. Сорокиным, В.П. Щеголенком и др., от которых впоследствии записывали и другие фольклористы.
В 1861-1867 гг. вышло в свет четырехтомное издание «Песни собранные П. Н. Рыбниковым», подготовленное к печати П. А. Бессоновым (1 и 2 тт.), самим Рыбниковым (3т.) и О. ф. Миллером (4т.). В него вошли 224 записи былин, исторических песен, баллад. Материал был расположен по сюжетному принципу. В 3-м томе (1864 г.) Рыбников напечатал «Заметку собирателя», в которой обрисовал состояние эпической традиции в Прионежъе, дал ряд характеристик исполнителям, поставил вопрос о творческом воспроизведении былин и о личном вкладе сказителя в эпическое наследие. При втором издании сборника (1909—1910 под редакцией А. Е. Грузинского) композиция была перестроена по сказителям.
По следам Рыбникова в апреле 1871 г. в Олонецкую губернию отправился ученый-славист А. Ф. Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Летом 1872 г. Гильфердинг снова поехал в Олонецкий край. В пути он тяжело заболел и скоропостижно скончался в Каргополе.
На второй год после смерти собирателя были опубликованы «Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. С двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин» (СПб., 1873), Это издание вышло в одном томе. В дальнейшем собрание Гильфердинга переиздавалось в трех томах.
Гильфердинг впервые применил метод изучения репертуара отдельных сказителей. Былины он расположил по сказителям, с предпосланными биографическими справками. В качестве общей вступительной статьи была помещена последняя журнальная публикация Гильфердинга «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды».
На рубеже XIX—XX вв. исторической школой была развернута широкая экспедиционная работа по собиранию былин на побережье Белого моря, в малоизученных областях. В результате вышли в свет сборники, которые существенно дополнили публикации Рыбникова и Гильфердинга: «Беломорские былины, «записанные С А. Марковым» (М., 1901); «Архангельские былины и исторические ни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг.» (В 3-х тт. — ;Г. 1: М., 1904; Т. 2: Прага, 1939; Т. 3: СПб., 1910); «Печорские былины. Записал Н. Ончуков» (СПб., 1904). Были записаны новые тексты, а также открыты такие одаренные сказители, как А. М. и М. С. Крюковы, М. Д. Кривополенова.
60—70-е гг. XIX явились для русской фольклористики под длинным расцветом собирательской деятельности. В эти годы вышли в свет ценнейшие публикации разных жанров: сказок, былин, пословиц, загадок, духовных стихов, заговоров, причитаний, обрядовых и внеобрядовых песен. Большое значение имеет крупное собрание духовных стихов П. А. Бессонова. Учитель семинарии Е. В. Барсов издал три тома записанных им причитаний, которые во многом состояли репертуара знаменитой вопленицы И. А. Федосовой. В эти годы начал свою деятельность неутомимый собиратель уездный учитель Ц. В. Шейн. В 1870 г. он издал большой сборник «народных песен, а под конец жизни — сборник «Великорусc…», отразивший богатый фольклорный репертуар русско-белорусского пограничья. В 1869 г. был опубликован сборник заговоров Л. Н. Майкова, позже переизданный и долгое время остававшийся единственным крупным собранием этого фольклорного жанра.
В начале XX в. появились первые сборники частушек. Фольклорный материал, собранный в XIX и начале XX в., в большом количестве хранился в архивах, был разбросан по провинциальным изданиям. Он нуждался в объединении. Вследствие этого появились своды отдельных фольклорных жанров: «Былины новой и недавней записи из разных местностей России» под ред. В.Ф. Миллера (М., 1908); «Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.» под его же редакцией (Пг., 1915); «Великорусские народные песни. Изданы проф. А. И. Соболевским: В 7-ми т.» (СПб,, 1895-1902); «Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества. Издал А. М. Смирнов. - Вып. 1-2» (Пг., 1917).
Таким образом, в XIX — начале XX в. был собран огромный материал и появились основные классические издания русского устного народного творчества. Это имело колоссальное значение как для науки, так и для всей русской культуры.