Вход

Община "Крина". Годовой цикл солнечных праздников

Малоизвестные подробности славянских религиозных праздников

Какие основные праздники отмечали наши предки? Что такое "макушки" и "сречи"? Почему 8 основных праздников одинаковы для всех людей на планете Земля? Какие географические и национальные особенности есть у этих праздников? Почему чем дальше народ живёт от экватора, тем важнее для него весна и праздник Ярилы? Какой праздник нужно отмечать 8 марта? Что такое Зимобор и Комоедица? Какому языческому празднику соответствует православное "вербное воскресенье"? Почему в основе многих христианских праздников лежит языческая основа? Как правильно отмечать "Вербохлёст"? Глава родноверчиской община "Крина" Андрей Резунков (Богумил) рассказывает некоторые малоизвестные подробности славянского годового цикла праздников.

Община «Крина» за время своего существования, а существуем мы уже более двадцати лет, позиционировала себя как община, изучающая, организующая и проводящая календарные праздники. То есть календарные праздники связаны с годовым природным циклом, потому что есть еще праздники государственные, праздники церковные и так далее. Календарные праздники разделяем на солнечные праздники, в годовом круге в кологоде это 8 основных праздников, которые связаны с солнцестояниями и равноденствиями. Эти праздники мы называем «макушки». И срече, то есть праздники, которые лежат между этими 4 основными астрономическими событиями. Значит, есть у нас Велесова среча, приходящееся на начало февраля, Ярилино среча, приходящееся на начало мая, Перунова среча, приходящееся на начало августа, и Макошина среча, приходящееся на начало ноября. Мы считаем, что все эти 8 основных праздников, они являются общеземными, то есть все мы являемся жителями Земли, все находимся в одинаковых космических энергиях. Эти космические энергии одинаково практически действуют на всех людей в любом полушарии, но, в то же время, есть определенные особенности, можно сказать, национальные особенности, можно сказать, географические особенности. Ну, в общем, условия географических особенностей и национальных особенностей приводит к национальному колориту, и поэтому праздники получаются русские, славянские, латышские, финские, африканские, китайские и так далее. Да, то есть каждый народ, в зависимости от того, в каких условиях живет, какая у него история, традиция, так он отмечает праздники. 

Ну, праздники, как правило, посвящены примерно одному и тому же, то есть по весне это праздники плодородия, по осени это праздники сбора урожая. Большими праздниками являются день летнего солнцестояния, Купала, день зимнего солнцестояния, Коляда, то есть эти праздники отмечаются наиболее сильно, наиболее многочисленно. Но, в то же время, чем дальше мы находимся от экватора, а мы от экватора мы находимся достаточно далеко, тем более важным временем является весна, то есть время, когда все зацветает. И, соответственно, самым главным Богом является Ярило и Жива, которая дает жизнь, хранит жизнь. Весну у нас на Руси ждут, ждут с нетерпением, ее закликают, гукают. Мы отмечаем 3 праздника заклички весны. Первую закличку весны мы отмечаем вначале марта. По традиции, поскольку 8 марта – женский день, праздник весны, и не отменяли его как выходной день, мы как люди, в общем-то, социально живущие в городах, отмечаем первую закличку весны именно на 8 марта или в районе 8 марта. На закличку весны мы строим снежную крепость, если снег есть, вот в этом году снега не было даже на Масленицу, ставим живое дерево, на живое дерево вешаем те плоды, которые должны собрать в конце летнего сезона как в качестве урожая, то есть это, и яблоки, и морковка, и репка, и все, что каждый из дома приносит и вешает на дерево. 

Но предшествует закличке весны праздник Велисова среча. Велисова среча – это у нас начало февраля. Это время, когда закрывается мир хлада, мир мрака, и приходят, возрождаются светлые боги, боги Света. Женщины являются основными носителями этого праздника, они опахивают святилища. Праздник традиционно отмечался во многих странах – это праздник очищения. Значит, большой праздник – день весеннего равноденствия, это же Зимобор, это же Комоедица. Мы отмечаем и как начало астрономического года, и как вторую закличку весны. На вторую закличку весны мы печем птичек печеных, этих птах дарим друг другу, кидаем в воздух, крошим на мелкие кусочки и сеем их в землю для, опять же, лучшего урожая. Третий праздник заклички весны Вербахлест, мы его отмечаем приблизительно вначале апреля, близко к Благовещению Богородицы. 

Почему наши праздники мы как-то пытаемся сопоставить с христианскими? Мы не пытаемся их сопоставить, потому что, наоборот, христианские праздники, они вобрали в себя энергетику древних праздников, ну, и наложили определенную христианскую позицию, это, в общем-то, обычный прием, который производит любая религия, которая приходит на предыдущие. То есть берутся за основу те даты, которые были, берутся за основу многие обряды и ритуалы, которые были, и вносится своя специфическая окраска, то есть, собственно говоря, поэтому Благовещение, оно со смещением на 13 дней соответствует дню весеннего равноденствия. И на этот самый день Благовещения, ну, как правило, мы берем день, связанный с выходным днем, суббота или воскресение, и в этот день отмечаем Вербахлест, то есть опять же в христианской традиции его называют вербным воскресеньем, но мы отмечаем именно как Вербахлест. То есть, почему? На Вербахлест, ну, само слово, хлестать вербами, да, то есть это обряд передачи силы вербы человеку. Это очень веселый, очень красивый обряд, но это уже завершение праздника третьей заклички весны, а начинаем мы его, как правило, с выбора Лели. То есть Леля – это молодая красивая незамужняя девушка, которая собирается в ближайшее время выйти замуж. Как правило, на праздник нужно, чтобы было несколько претенденток на Лелю. Из этих претенденток выбирают самую красивую, одевают, делают для нее трон, сажают на этот трон, оказывают почести, качают на качелях, а уже после того начинается общий Вербахлест. 

Следующий после заклички весны, весна приходит, появляется зеленая трава, и начинают петь птицы, и приходит праздник Ярилы-Солнца. Мы не рассматриваем Ярилу как Бога Солнца, а одного из богов Солнца, то есть солнечный круг, годовой солнечный круг богат солнечными богами, то есть первый солнечный Бог, который начинает годовой цикл – это Коляда. Это юное нарождающееся Солнце, которое рисуют обычно малышом со святящейся головой. Он передает свои полномочия, свою эстафету Яриле, который зарождает жизнь, то есть это весеннее Солнце, Солнце, дающее зарод всему: и траве, и животным, и людям. Ярило передает свои полномочия Купале. Купала – это Солнце летного солнцеворота, это самое яркое, самое сильное, самое чистое, самое светлое Солнце. После того, как проходит Купала, Купала-Солнце передает свои полномочия Даждьбог, то есть начинается пора урожаев. Сначала ягоды, грибы, а потом то, что вырастает на полях: овощи, зерновые, картошка и прочее. Даждьбог передает свои полномочия Хорсу. Хорс – Бог хороший, он, соответственно, сохраняет то, что собрано людьми. Ну, а дальше он складывает все это дело в хранилище, а за хранилище уже отвечает зимнее солнце - Кощей, Кощей Бессмертный. То есть тот, кто хранит кош. Кош – сумка, кошелка, в которой хранятся эти продукты. То есть вот таким образом замыкается годовой цикл солнечных праздников. 

 

Я не буду рассказывать про все праздники в отдельности, потому что их очень много, но о них можно, собственно говоря, прочитать будет в книге, посвященной солнечным праздникам Руси.