Англичане учились демократии у русских
На Руси традиции народовластия начали складываться раньше и успешнее, чем в Западной Европе
Принято считать, что родиной демократии (народовластия) является Западная Европа - Британия, Франция, Германия. А в России якобы всегда была тирания и кровавый тоталитаризм. Однако это представление относится к разряду навязанных установок. И любой человек, ознакомившись даже с общепринятой версией истории, без труда придёт к мысли, что на Руси традиции народовластия стали складываться гораздо раньше и гораздо успешнее, чем на Западе. Так, боярская дума возникла как минимум на 100 лет раньше английского парламента. А Земские соборы, учреждённые Иваном Грозным - вообще были новым словом в системе демократии того времени, поскольку представляли собой по сути "съезд народных депутатов" от разных областей и сословий. О ярких, но забытых моментах истории русской политической мысли рассказывает политолог и культуролог Александр Севастьянов.
-Знаете ли вы, например, что все военные кампании царские, та же Ливонская война, то же взятие Казани софинансировали русские купцы, в основном. Не столько казна, сколько это была складчина. И они решали, дадим денег на войну или не дадим. А соборы, Стоглавый собор при Иване Грозном был, да? Ведь он был вызван тем, что люди русские ощутили нравственное неблагополучие своей жизни. Вот ребята, братцы, мы живем не так, братья и сестры, христиане, мы живем не так, как надо бы. И собрали Стоглавый собор, и вошли во все тонкости там и монастырского жития, и системы образования, и врачебных, так сказать, каких-то дел, и политических, и так далее. Собор, который принял уважение, например, Алексея Михайловича. Это были формы самоуправления, причем они были очень разнообразны. Были свои органы самоуправления у казаков, у купцов, у иерархов церкви, была боярская дума. Вы помните эту формулу: царь указал, а бояре приговорили. И без этого боярского приговора одного только царского указания было недостаточно, чтобы закрутились колесики государственной машины, чтобы решение было проведено в жизнь. Но поэтому, вообще-то говоря, российские традиции российского парламентаризма, они более прочные и более длительные, чем в Англии. Потому что в Англии парламент очень в течение столетий, но это были, как теперь говорят, кивалы, да? Они просто утверждали любое решение монарха. Да? Генеральные штаты во Франции – то же самое. А у нас было все-таки гораздо больше было и свободы, и самостоятельности в выражении своих идей, у тех же соборов, например. Но а потом, конечно, если идти вглубь веков, то мы знаем, что у нас ведь было три самоуправляемых республики: Новгород, Псков и Вятка. Когда-то, когда была единая Киевская Русь, не было необходимости в таком самоуправлении. И если вы помните, то новгородцы, казалось бы, где Киев, а где Новгород, это две полярные точки на границах русской Киевской Руси, да, подчинявшейся наследникам Рюрика. Но тем не менее, именно новгородцы ощущали себя частью единой страны, частью единого народа и именно они вооруженной рукой поставили на трон после смерти Святослава, сначала поставили Владимира Святого, будущего святого, который крестил Русь. Ведь они пришли с войсками из Новгорода, вмешались в братоусобную войну, междоусобную. И они добились того, что Владимир сел на трон. Значит, они вовсе тогда еще не были самостоятельной какой-то единицей, не стремились оторваться от Киева, наоборот они стремились участвовать в общей жизни. И то же самое потом, когда Ярослав, когда Владимир умер, у него осталось 12 сыновей, и началась новая братоусобная война, междоусобная, феодальная. И было время, когда, например, киевский престол Ярослав делил с Мстиславом в течение долгих лет. И тоже был момент, когда Ярослав хотел бежать в Скандинавию, он боялся, он был не уверен. Новгородцы его остановили: «Стой, мы тебе...». Они разбили корабли, на которых пытался Ярослав бежать в Скандинавию, они силой его поставили в главе войска и пошли на Киев, и добыли ему трон. А вот когда Ярослав, которого мы по традиции зовем Мудрым, а он оказался не мудрым, он своим трем сыновьям раздал уделы. А сыновья потом своим сыновьям раздали уделы. И Русь стала дробиться. Вот тогда Новгород, Псков, Вятка, тогда они поняли, что в этом бардаке им не уцелеть, в этой междоусобице, им не нужно это. И тогда они отделились и создали этот республиканский образ правления. И они действительно в течение нескольких веков были самостоятельны, сами управляли собой. И вроде бы управляли, как многие считают, успешно. А некоторые даже еще нам преподносят новгородский, псковский опыт и вятский как эталон некоторый такой русского самоуправления. На самом деле, это не так, на самом деле, они деградировали. Они очень быстро из нации воинов превратились в народ торгашей, который не способен был сам себя защитить. И тогда возникла эта система наемных князей, которых они вынуждены были приглашать, чтобы отбиться от шведов, от немцев. То есть все равно они всей полноты, независимости, суверенитета они не имели. И поэтому закономерно было то, что Москва в конечном счете подмяла их под себя и покончила с их вольницами. Но покончить с вольницами она покончила, с новгородской, псковской, вятской. А у себя-то в Москве по-прежнему оставалась и боярская дума, и собор, и все это, очень многие такие вот атрибуты демократии, выборной демократии.