Вход

Иван Грозный - Сталин средневековья

Какой тип государства строили первый русский царь и первый советский Генсек?

Есть две фигуры в русской истории, которые особенно ненавидят западные историки и российские либералы: Иван Грозный и Иосиф Сталин. Что между ними общего? Чем они заслужили повышенное внимание врагов русской государственности? Как они относились к вопросу частной собственности и какой тип государства строили? С этим вопросом разбирается писатель-историк Вячеслав Манягин. 

- Если проводить параллели между Иваном Грозным и Иосифом Сталиным -  то таких параллелей наберется очень много и, причем, их жесткость в политическом смысле, в управленческом смысле - это не самая главная параллель, которая у них есть. Тут можно перечислить их победы над внешними врагами, тут можно и вспомнить о том, что они боролись за централизацию государственной власти - и тот, и другой. Тут можно вспомнить и то, что они увеличили намного, увеличили территорию страны. Хотя бы один такой факт - их смерть была очень похожа. Смотрите: и Иван Грозный и Иосиф Сталин умерли в кругу своих соратников. Сталин, как известно, -  на консульской даче, умер в присутствии нескольких ближайших соратников, в том числе Хрущёва, который стал править после него. Иван Грозный умер в тереме своем, Кремлевском, но тоже в присутствии своих соратников, в том числе и в присущности Бориса Годунова, который стал, вскоре после его сына, править Русью. И там и там говорят об отравлении, причем и там, и там - отравление в принципе не доказано документально, но вполне вероятно. Во всяком случае, с Иваном Грозным, в останках которого нашли огромное количество ядовитых веществ, практически не подлежит сомнению, что он был отравлен.

Самое интересное, да, если мы посмотрим на то, что было после их смерти – некоторое время после них правили их наследники. После Ивана Грозного правил его сын – Федр Иванович 14 лет, о чем многие забывают. Потом пришел к власти Борис  Годунов, правил 7 лет. Потом началась Великая Русская Смута в начале 17-го века, который полностью перевернул русскую жизнь -  фактически установил на Руси новый порядок. И после смерти Сталина произошли примерно такие же события: после него правили некоторое время Хрущёв, Брежнев, потом пришел Горбачев, и началось новая русская смута, которая так же фактически перевернула всю жизнь Руси и установила новый государственный порядок в стране. Вот таких параллелей можно привести много и некоторые из них я попытаюсь сегодня вспомнить. Такая вещь, как «принцип социальной справедливости», который и, на мой взгляд, и Иосиф Сталин и Иван Грозный пытались превратить в жизнь. Понятно, что каждый человек, который попадает на вершину власти, если он действительно исторический деятель, а не просто эту власть получает ради власти, но ради того что бы воплотить в жизнь какие то принципы, приходит к власти Иосиф Сталин. И он собственно делает переориентацию вот этой нацисткой установки на мировую революцию, говорит: «Мы будем строить социализм в одной стране». Фактически он говорит о социализме с русским лицом. Он пришел к тому, что русский народ для него стал государство-образующим главным в результате Великой Отечественной Войны. Мы это знаем, что после Великой Отечественной Войны русский народ для него был главным народом в стране.

Но, даже тут вопрос не национального плана, да, вопрос социального плана. Он пытался построить в стране систему такого порядка, да, при котором была бы социальная справедливость. При нем выдвигались на государственные должности люди, которые заслужили это не какими-то… не по рождению, да, ни по знакомству, а люди, которые заслужили это своими способностями. Да, то есть они были способны осуществлять те или иные государственные функции. Что такое социализм? да при марксицлинскому училищу, да если кто-то помнит социализм – это переходный форм от капитализма классу общества, к коммунизму без класса общества. И вот при социализме классы сохранялись, то есть был класс рабочих, был класс крестьян, был прослой контингенции и так далее. Опять же, если мы обратимся к марксизму, то мы увидим, что классы они отличаются друг от друга по своему отношению к собственности. Соответственно, если класс имеет собственность, владеет, допустим, фабриками, заводами или землей - это один класс. Если класс не имеет собственности, а вот как пролетариат, допустим, продает свои руки, у него больше ничего нет, это совсем другой класс. А при социализме собственно, частной собственности не было, была личная собственность, человек мог иметь зубную щетку, автомобиль, молоток, гвозди, это была его личная собственность.

Но он не мог иметь фабрику, завод, да или там огромное поместье. Вся собственность государства принадлежала самому государству. В том числе и с точки зрения марксизма. Нельзя говорить о том, что у нас был социализм. У нас был строй государственно-монополистический капитализм, при котором собственность принадлежала государству, а все остальные люди вообще никакой частной собственности не имели – начиная с простых рабочих, заканчивая членом полугородской КПСС. Соответственно, кто эти были люди, они не могли относиться к классам. Они относились к совсем другой категории - к сословиям. А сословия – они, в отличие от классов, которые определяются по отношению к собственности, сословия определялись по отношению к своим связям с государством. То есть по тому, какие они выполняли функции государства. Если вспомнить средневековую Русь, там были крестьяне, крестьяне пахали землю, выполняли какие-то повинности, строили мосты, дороги, тогда это было одно сословие – крестьян. Это были такие обязанности. Были дворяне, – которые в основном воевали за свою страну, государство давала поместье, землю, пока они воевали за страну, они обязаны были за это проливать свою кровь – для защиты родины. Были бояре, – которые в основном были управленцами, они помогали великому князю, потом царю – управлять страной.

То есть люди различались так же не по своей собственности, а по отношению к государству, к власти. И если посмотреть на то, что делал Иван Грозный - то надо сказать, что он был не просто. Первый царь на Москве, миллион царей как бы не было, но он был первый Правитель России, который решил всю частную собственность, которая существовала в государстве, перевести в государственную. И для этого было принято ряд указов, в том числе, прежде всего, – это указ, который уравнивал боярскую собственность, княжескую собственность на землю - вотчины, которые передавались по наследству от отца к сыну, с помещичьей собственностью. Что такое помещеческая собственность, я уже сказал – пока человек работал на государство – он имел поместье, как только он уходил из государственной службы – земля забиралась обратно в фонд государственных земель, и выдавалась другому человеку, который приходил на его место работать.

И вот Иван Грозный уровнял вотчину – то есть частные землевладения, огромные землевладения с помещичьей землей. То есть по существу перевел их в государственный фонд. Говорят, опричнина, что такое опричнина? зачем она была нужна? Прежде всего – для того, чтобы убирать вот этих князей в рюриковичей, которые владели издавна огромными землями, и распоряжались ими, как хотели, передавали от отца к сыну по наследству, он их брал, переселял совсем в другое место, например, в казанское ханство, которое он завоевал, да. И давал там им землю уже от себя, от государства, причем он не навсегда их туда переселял. Они какое-то время там жили, потом их возвращал обратно в центральную Россию, но уже в другое место, и тоже там давал землю от государства. Таким образом, он лишил вот этот вот класс, который мог претендовать на власть государства, да, который сеял раздор собственно в борьбе за государственную власть. Он лишил их экономического обоснования своей власти. Вот в чем было дело, да. Тоже самое он сделал с монастырями. Казалось, у монастырей собственность – она никуда не девалась.

На самом деле, он распорядился сделать так, чтобы каждый игумен монастыря, допустим, заступая на свой пост должен был у государства выкупать обратно имущество монастыря, как бы платить арендную плату. То есть по существу, де факто, имущество монастыря тоже стало государственным. Само собой за это его много не любили, как бояре – низря, так и представители духовенства, и до сих пор не любят, потому что он национализировал имущество в стране. Практически все имущество стало государственным, как бы при социализме сказали: – «Народная собственность». И вот, какие вот параллели, собственно Иван Грозный и Иосиф Сталин делали примерно одно и тоже дело – они строили социально справедливое общество, где обязанности по отношению к государству между различными слоями были уравновешены.