Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
- Апшеронская каменная колея Апшеронская каменная колея
View the embedded image gallery online at:
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/108-apshieronskaia-kamiennaia-kolieia#sigProId13f0a6609e
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/108-apshieronskaia-kamiennaia-kolieia#sigProId13f0a6609e
Апшеронская каменная колея
Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они, предположительно, возникли в 4000—5000 годах до н. э.
По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более, следов глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров.
Общеизвестно, что Азербайджан, находящийся в своего рода географическом треугольнике между Большим и Малым Кавказскими хребтами и Каспийским морем, является уникальным регионом, сохранившим следы древнейших цивилизаций нашей планеты. Но сколько бы научных трудов не было посвящено истории этой древней земли, она не перестаёт удивлять новыми открытиями, а порой и тайнами, осмысление которых иногда требует объединения усилий исследователей из разных стран.
Одну из подобных загадок явило на свет открытие "каменных дорог" на Апшеронском полуострове. Древние колеи встречаются здесь в нескольких местах и фактически пересекают весь полуостров с севера на юг. Впервые о каменных дорогах на Апшероне упомянул академик Ленц, побывавший в Баку в 1730-х годах. Он описал колеи двухколесных арб в каменном теле острова Беюк Зиря (бывший Наргин), уходящих далеко в море. Путь этот вел, судя по направлению колеи, вдоль острова к Шиховой деревне и Шиховой косе, конечной точке южного берега Бакинской бухты.
При обследовании острова Ленц обнаружил эти следы, которые были сильно стерты от времени. Затем, в XIX веке, азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов в своем произведении отмечал следующее: "... в Бакинском уезде в деревнях Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колес, идущих далеко в море".
Упоминание о следах колеи двухколесной арбы, уходящей в море в местности Умид гайа близ поселков Бильгя и Нардаран имеется и у известного исследователя Баку Сары Ашурбейли. Но поистине сенсационным можно назвать обнаружение "каменных дорог" в конце XX века на древнем курганном поле между посёлками Говсан и Тюркян, а затем около поселков Дюбенди, Гала, Сураханы.
Существует множество гипотез о происхождении подобной колеи, одна из которых — существование некогда единой цивилизации от Каспийского моря до Гибралтарского пролива. Но точного определения их происхождения и назначения до сих пор нет. По другой гипотезе, колея использовалась в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Почти все похожие сооружения древности расположены как раз в засушливых местах, вне близости источников пресной воды.
Для более полного понимания значимости данного открытия следует перенестись на время в регион Средиземного моря. Дело в том, что о древних каменных "колеях" было хорошо известно в таких странах, как Мальта, Греция, Италия, а так же Франция, где "колеи" можно встретить на отдельных участках южного побережья страны. Относительно недавно учёные этих стран, обратив более пристальное внимание на данный феномен, пришли к заключению, что подобные параллельные канавы в скальной породе не могли быть сделаны, как это предполагалось ранее, колёсами телег, снующими по скальным обнажениям с ювелирной точностью вдоль одних и тех же линий.
Обсуждение различных теорий, выдвинутых исследователями по этому поводу, пожалуй, займёт не одну страницу, но, как говорится, лучше один раз увидеть...
Обсуждение различных теорий, выдвинутых исследователями по этому поводу, пожалуй, займёт не одну страницу, но, как говорится, лучше один раз увидеть...
Полное сходство Апшеронских находок со Средиземноморскими было подтверждено специалистами с Мальты, которая является своего рода заповедником "каменных дорог" и наибольшее число исследований в этой области было осуществлено именно в этой стране. Более того, вполне вероятно, что Апшеронские "колеи" могут оказаться ровесниками Средиземноморских, а ведь мальтийские исследователи датируют свои дороги приблизительно 4-5 тысячелетием до нашей эры!
В этом собственно и заключается суть новоявленной загадки – как мог возникнуть идентичный памятник на участках, удалённых друг от друга на тысячи километров? Каково было истинное назначение "дорог"? Почему в обоих случаях "колеи" направляются в сторону моря и их продолжение можно наблюдать даже на морском дне? Что скрывают глубины Средиземного и Каспийского морей? Если "колеи" являются наследием древней, возможно некогда единой цивилизации, достаточно влиятельной, что бы оставить одинаковые следы на таком огромном пространстве, то вполне резонно предположить, что "колеи" могут скрываться и на территории между Средиземноморьем и Каспием, например, в окрестностях Чёрного и Азовского морей. Изучение каменных дорог выявляет все больше вопросов, чем ответов. Пока ясно следующее.
Колеи в скалах не могли быть сделаны колесами известных ныне повозок. Расположенные параллельно колеи часто нечётны, расстояние между колеями на различных участках несколько различается. К тому же некоторые участки до полуметра глубиной. Трудно представить, что кто-то решился бы пустить повозку в такую колею, если вокруг довольно ровная и гладкая для передвижения скальная поверхность. Края канав вертикальные, а любое колесо сточило бы стенки канав в виде трапеции.
В этом собственно и заключается суть новоявленной загадки – как мог возникнуть идентичный памятник на участках, удалённых друг от друга на тысячи километров? Каково было истинное назначение "дорог"? Почему в обоих случаях "колеи" направляются в сторону моря и их продолжение можно наблюдать даже на морском дне? Что скрывают глубины Средиземного и Каспийского морей? Если "колеи" являются наследием древней, возможно некогда единой цивилизации, достаточно влиятельной, что бы оставить одинаковые следы на таком огромном пространстве, то вполне резонно предположить, что "колеи" могут скрываться и на территории между Средиземноморьем и Каспием, например, в окрестностях Чёрного и Азовского морей. Изучение каменных дорог выявляет все больше вопросов, чем ответов. Пока ясно следующее.
Колеи в скалах не могли быть сделаны колесами известных ныне повозок. Расположенные параллельно колеи часто нечётны, расстояние между колеями на различных участках несколько различается. К тому же некоторые участки до полуметра глубиной. Трудно представить, что кто-то решился бы пустить повозку в такую колею, если вокруг довольно ровная и гладкая для передвижения скальная поверхность. Края канав вертикальные, а любое колесо сточило бы стенки канав в виде трапеции.
Канавы были высечены искусственно. Параллельность канав, следы обработки на стенках опровергают предположения некоторых исследователей, что канавы возникли как следы селевых потоков. По некоторым версиям канавы могли заполняться каким-либо материалом для скольжения повозки - жиром, глиной или сеном. Возможно, но увидев колеи, трудно представить как это могло работать в реальности.
И на Апшероне, и на Мальте пути часто пролегают рядом с каменоломнями. Существуют предположения, что по дорогам тащили большие камни с каменоломен. Но, скорее всего, каменоломни возникли позднее каменных дорог. К тому же, нет смысла тащить камни по скалам несколько километров, если практически такие же камни можно вырубить из скалы в конце пути.
Каменные дороги могли носить ритуальный характер. Дело в том, что практически все места на Апшероне, где отмечены каменные дороги, известны своими памятниками бронзового века и неолита - захоронениями, курганами и древними поселениями. Это и окрестности Дюбенди, и Нардаран, и Тюркян и Биби-Эйбат. Вполне возможно, что каменные дороги связывали древние места поклонения между собой. Кстати, и на Мальте, и в других местах, каменные дороги проходят около памятников бронзового века.
Всё большее число исследователей проявляет сегодня интерес к находке на Апшеронском полуострове и похоже, что дебаты вокруг "каменных дорог", их датировки и предназначения, и без того проходившие достаточно напряжённо, после открытия, сделанного в Азербайджане, могут разгореться с новой силой. К сожалению, вся территория около селения Тюркян, где проходят основные дороги, находится в зоне разработки каменных карьеров, и без поддержки и защиты общественности, этот памятник мирового значения может быть уничтожен навсегда.
Источники: http://www.azer.com; http://www.window2baku.com; http://www.window2baku.com; http://azerros.ru;
И на Апшероне, и на Мальте пути часто пролегают рядом с каменоломнями. Существуют предположения, что по дорогам тащили большие камни с каменоломен. Но, скорее всего, каменоломни возникли позднее каменных дорог. К тому же, нет смысла тащить камни по скалам несколько километров, если практически такие же камни можно вырубить из скалы в конце пути.
Каменные дороги могли носить ритуальный характер. Дело в том, что практически все места на Апшероне, где отмечены каменные дороги, известны своими памятниками бронзового века и неолита - захоронениями, курганами и древними поселениями. Это и окрестности Дюбенди, и Нардаран, и Тюркян и Биби-Эйбат. Вполне возможно, что каменные дороги связывали древние места поклонения между собой. Кстати, и на Мальте, и в других местах, каменные дороги проходят около памятников бронзового века.
Всё большее число исследователей проявляет сегодня интерес к находке на Апшеронском полуострове и похоже, что дебаты вокруг "каменных дорог", их датировки и предназначения, и без того проходившие достаточно напряжённо, после открытия, сделанного в Азербайджане, могут разгореться с новой силой. К сожалению, вся территория около селения Тюркян, где проходят основные дороги, находится в зоне разработки каменных карьеров, и без поддержки и защиты общественности, этот памятник мирового значения может быть уничтожен навсегда.
Источники: http://www.azer.com; http://www.window2baku.com; http://www.window2baku.com; http://azerros.ru;
From: