Logo
Версия для печати

Городище Гелон

Городище Гелон

Гелон - согласно Геродоту, город в земле скифского племени будинов, столица племени гелонов, которое, якобы, происходило от греческих колонистов, изгнанных из приморских поселений и осевших среди будинов, и говорящих на смеси скифского и греческого языка. 

Городище скифского времени (кон. VIII - нач. III вв. до н. э.) рядом исследователей отождествляется с летописным городом Гелоном.

Городище состоит из трёх укреплённых поселений, объединённых одной крепостной стеной. Общая площадь городища 4875 га. Длина стен около 37 км.

Ещё в давние времена учёные мира безуспешно пытались разгадать две интереснейшие загадки истории, считавшиеся почти легендами. Одну из них – существовала ли древнегреческая Троя, о которой поведал людям Гомер в своей эпической поэме “Иллиада”, удалось разгадать только в семидесятых годах XIX века немецкому археологу Генриху Шлиману. Это стало тогда открытием века. Раскопав Трою, Г. Шлиман помог раскрыть новые страницы истории древнего мира. Вторая загадка – о загадочном городе Гелоне, находившемся в Скифии. О нём впервые стало известно миру от древнегреческого историка Геродота, которого справедливо назвали “отцом истории”. В V веке до нашей эры Геродот совершил большое путешествие в Северное Причерноморье, где существовали греческие города-колонии. Там он пробыл несколько месяцев, поднимался вверх по реке Гипанису (Южному Бугу), побывал в устье Борисфена (Днепра). Общаясь с греками-колонистами и коренным населением этого края, Геродот собрал интересные сведения о Скифии и загадочном Гелоне, находившемся на земле племени будинов.

Учёные старой школы (академик И. Е. Забелин и др.) считали, что Гелон мог быть на месте Саратова (Нижняя Волга). Современные украинские учёные (Б. А. Шрамко и др.) отождествляют Гелон с Бельским городищем (треугольным) возле села Бельск Котелевского района Полтавской области (Украина), однако у этой версии имеются и противники.

Геродот указывал, что земли будинов находились за рекою Танаис (Доном), выше земли савроматов. И этот вопрос разрешил вьщающийся советский археолог М.И. Артамонов. Он обратил внимание на то, что, по Геродоту, в земле савроматов нет деревьев — это обширная степь, простиравшаяся от Азовского моря к северу на пятнадцать дней пути. То есть Геродот говорил об обычном пути ежегодных перекочевок савроматов с юга на север и обратно. Кочевье действительно шло вдоль реки. И вот здесь-то и возникает главный вопрос: знали ли древние савроматы истинное русло Дона, как его определяют современные ученые, не называли ли они Танаисом крупнейший правый приток Дона — реку Северный Донец? Если именно Северный Донец считался тогда большей частью Танаиса (а это наиболее вероятная версия), то местожительство будинов следует искать в его верховьях! Иными словами в Харьковщине.

Но, как показывают археологические изыскания, в пределах территориальной полосы Харьковщина-Полтавщина-Киевщина в Геродотовы времена проживали представители единой культуры и единого типа погребений — столбовой конструкции деревянного склепа. Итак, теоретическое обоснование того, что именно Вельское городище является остатками Геродотова города Гелона было дано. Окончательно это доказала археологическая экспедиция Б.А. Шрамко, начавшая с 1958 г. систематические ежегодные раскопки Вельского городища. На первых порах одним из руководителей работ был Б. Н. Граков. Проходили они в гораздо лучших условиях, чем работа экспедиции В.А. Городцова. Археологи не только пользовались всемерной поддержкой государства, но и местное население относилось к ним доброжелательно.

В ходе многолетних исследований удалось установить, что городище было основано и заселено в раннем железном веке. Расположенное в междуречье Ворсклы и Сухой Гру-ни, оно четко разделено на три части. Археологи назвали их: Западное городище (на берегу реки Сухая Грунь); Восточное городище (на берегу реки Ворскла), Куземинское городище — между первыми двумя, на берегу Ворсклы.

Вначале Западное и Восточное городища существовали раздельно. Затем они были объединены общим валом Большого Вельского городища. Такое объединение для того времени и тех культур явление уникальное. Ничего подобного больше нигде не наблюдается. Объединение произошло либо в конце VI — начале V века до н. э., либо в V–IV веке до н. э. К этому уже новому городищу было пристроено дополнительное — Куземинское городище, построенное, видимо, для охраны речной пристани.

Начало активного обустройства городища относят к VII в. до н. э., хотя найдены следы поселения, относящегося к VIII в. до н. э. Жители покинули город в III в. до н. э. Б. Н. Граков высказал предположение, что Вельское городище было основано союзом двух племен в начале VI века до н. э., а в V веке до н. э. к ним присоединилось еще одно племя. Академик А.Б. Рыбаков поддержал эту точку зрения и даже попытался определить возможные племена союза: будины, переселившиеся с правого берега Днепра бори-сфениты (они же «скифы-пахари»), а затем осевшие кочевники гелоны (одно из скифских племен). В любом случае Вельское городище сложилось как центр племенного союза, объединявшего две разные этнические группы.

Источники: http://history.ui.uahttps://ru.wikipedia.orghttp://ancientrome.ruhttp://a-nomalia.narod.ru;

http://vantit.ruhttp://historylib.orghttp://taynikrus.ru

 

From:
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2022