Вход

Грозный и Сталин: тираны или спасители? Вячеслав Манягин

Грозный и Сталин: тираны или спасители? Вячеслав Манягин

 

Кто и зачем ведёт целенаправленную пропаганду против Ивана Грозного? Что говорят нам летописи о времени правления этого государя? Сколько людей казнил Иван Грозный? Убивал ли он своего сына? Могут ли политические правители быть отрицательными фигурами в истории, если в период их правления возрастали и территория страны, и её население? Какие параллели можно провести между Грозным и Сталиным? Вячеслав Манягин – русский писатель, историк, журналист – рассказывает, зачем истории нужны сказки про кровавых тиранов и как правильно оценивать любого правителя.

Вячеслав Манягин: Когда мне говорят, ты пытаешься реабилитировать Ивана Грозного, величайшего злодея в истории, который убил столько-то народу, где 1500 человек, написал, что в Новгороде 700 тысяч перебил. И неважно, что в Новгороде жило всего 300 тысяч человек. Или ты хорошо относишься к Иосифу Сталину, который 3 миллиона человек в лагерях сгноил, или еще что-то такое. Я всегда говорю, надо оценивать любого правителя по реальным результатам правления, по цифрам. Если мы знаем, что при Иване Грозном территория Московского государства увеличилась за 50 лет ровно в два раза, с 2,5 миллионов квадратных километров до 5 с лишним миллионов квадратных километров. И стала по размерам больше всей Европы вместе взятой. И как можно говорить о том, что Иван Грозный самый величайший тиран всех времен и народов, если он правил 50 лет, и за это время было казнено по документам сохранившимся, казненных было несколько тысяч человек. От 4 до 5-6 тысяч по разным данным, причем они были именно казнены по суду, то есть по закону, и это были в том числе и уголовные преступники сюда входят, не только политические. И, кстати, к политическим преступникам Иван Грозный относился достаточно снисходительно, если учитывать его репутацию. Например, был ряд князей, которые постоянно пытались перебежать во время военных действий на сторону Литвы, Польши, их ловили на границе, многих из них, их возвращали обратно, их брали на поруки, то есть их собратья по боярскому клану, они вносили за них денежный залог, они целовали за них крест, что больше они так не будут. И этих людей оставляли на свободе, и более того некоторые из них даже в боярской думе заседали после этого. Что впрочем не мешает историкам 19-20 веков о том, что они стали жертвами жестокости Ивана Грозного. И в то же время, когда он правил, то есть первая половина 16 века, в Англии просто за бродяжничество казнено 70 тысяч человек, только за то, что люди не имели своего дома, имел право их повесить любой шериф, на нашем языке любой участковый, когда встречал на улице. Идет человек, который здесь, скажем так, не прописан, у него нет дома, он его мог повесить без суда и следствия.

Иван Грозный в то же время создает в России институт судебных приставов, который со всей страны свозит в Москву людей, обвиняемых в преступлениях, за которые полагается смертная казнь, потому что только Иван Грозный мог вынести приговор о смертной казни. Вот два сравнения. Или, допустим, про Ивана Грозного говорят, что в Новгороде огромное число людей перебил, совершенно нереальные цифры, которых исторически быть не может. Но мы знаем, что исторически достоверный факт, например, во время восстания крестьянского в Германии в 1525 году, уже после подавления восстания было убито 100 тысяч пленных крестьян, просто перебиты рыцарями. Или, например, когда в то же время, когда правил Иван Грозный, Нидерланды восстали против Испанского владычества, это знаменитая Буржуазная революция в Нидерландах, и посланный в Нидерланды герцог Альба тоже перебил где-то 120 тысяч человек без суда и следствия. Или знаменитая Варфоломеевская ночь во Франции, когда просто гугенотов за то, что они не так верят как католики, 3 дня подряд по всей Франции уничтожали и перебили 30 тысяч человек, фактически за несколько дней. Причем это и дети были, и женщины, и старики, и сам французский король в этом участвовал, стоя у открытого окна своего дворца, он из аркебуза стрелял по бегущим мимо гугенотам. Сравните с Иваном Грозным. Причем везде, в Англии ставят памятник, допустим, Генриху VIII, и во Франции ставят памятники, и в Испании ставят памятники Карлу, который посылал перебить население Нидерландов герцога Альба. Везде ставят памятники. У нас Ивана Грозного сочли таким ужасным злодеем, что Александр II, когда подписывал, ставил свою подпись на проекте памятника тысячелетию России, вычеркнул оттуда фигуру Ивана Грозного и сказал, что тирана на этом памятнике быть не должно. Это была старая история, 19 век, а у нас в 21 веке была еще одна история. В одном из городов Ярославской области местное население решило поставить памятник Ивану Грозному, причем за счет государства были готовы поставить памятник, за счет муниципалитета. (05:27) согласился бесплатно его сделать, и епископ Ярославской епархии пишет местным светским властям письмо, в котором говорит, что установка этого памятника приведет к росту межнациональной розни, экстремизму и прочим страшным вещам. Собственно, просто вынудил таким шантажом отказаться от установки памятника Ивану Грозному, величайшему деятелю, который, собственно, создал современное Русское государство.

Обвиняют Ивана Грозного в том, что он убил своего сына. Это самое известное обвинение, кого не спроси, все сразу вспомнят, как же, картина Репина еще есть "Иван Грозный убивает своего сына". Хотя и картина не так называется, и сына своего он не убивал, в отличие от того же Петра I. Петра I все любят, великий реформатор, прорубил окно в Европу, мало кто вспомнит, хотя это абсолютно известно, абсолютно точно, что он убил своего сына, Петр I. Причем убил, не как Ивану Грозному приписывают во время ссоры, вспылив, а убил расчетливо, выманив из-за границы, целовал ему крест, что он не будет казнен, что его просто допросят. На самом деле, когда его привезли в Россию, собственноручно его пытал и потом послал, как говорят, в камеру своих ближайших соратников, чтобы они его убили. Они его толи задушили подушкой, толи убили каким-то другим образом. На другой день он праздновал одну из годовщин своих побед во время Северной войны, Петр I, то есть был пир фактически на трупе еще не остывшего сына, и он был весел и доволен. То есть человек, который жестоко, абсолютно жестоко, абсолютно хладнокровно, абсолютно расчетливо убил своего сына. Некоторые даже говорят, что он лично его запорол кнутом до смерти. Как эти подробности, их уже трудно установить, то, что он убил, это абсолютный факт, и все об этом знают, но никто не помнит. Почему? Потому что если в масс-медиа все время говорить, что Иван Грозный убил своего сына, а про убийство Петром I своего сына просто не упоминать, то никто об этом не вспомнит, такова психология человека.

Но если мы посмотрим на события времен Ивана Грозного, то как сказал не просто, скажем так, высокопоставленный клирик Русской православной церкви митрополит Иоанн Снычев, который был к тому же еще и историк, сказал, что никаких документов, свидетельствующих об убийстве Иваном Грозным своего сына, не обнаружено. Действительно я тоже смотрел большинство основных летописей, там везде говорится "умер", "умер", "умер", "болел и умер", то есть нет никаких фактов, подтверждающих смерть от руки Ивана Грозного его сына. Некоторые говорят, наверное, летописцы просто боялись писать. Дело в том, что все эти летописи, они писались уже где-то через 30-40 лет после смерти Ивана Грозного, то есть и он умер, и правивший его сын Федор Иванович умер. И правил потом Борис Годунов, и правил потом Шуйский, и правили потом Романовы, которые и Борис Годунов, и Шуйский, и Романовы, они приложили свою руку к дискредитации Ивана Грозного. Например, тот же Борис Годунов, он написал, как бы сейчас сказали, окружное письмо, которое пошло по всем епархиям Русской православной церкви тогдашней, в котором было сказано, что царевич Дмитрий Углицкий, которого зарезали потом, незаконнорожденный сын от шестой жены, поэтому поминать его во время богослужений не надо. И в то же время интересно, сразу умер от отравления личный секретарь Ивана Грозного, и исчезло завещание Ивана Грозного, нельзя было восстановить. То есть нельзя сказать, что летописцы боялись написать правду про Ивана Грозного, потому что они писали уже в совершенно других условиях, когда приветствовалась различная клевета на Ивана Грозного. Но этой клеветы в летописях не обнаружено, то есть никто из них не написал, что был убит царем свой сын.

Более того, есть такой француз, жил тогда в России Жак Маржерет, который, по-моему, лет двадцать прожил в Московском государстве. Когда он вернулся во Францию затем, он написал свой мемуар о жизни в Москве. Он там пишет, что некоторые говорят, что царь убил своего сына, на самом деле это не так, царевич умер от путешествий на богомолье и от болезней. Все это свидетельства очевидца. Откуда появилась эта версия о том, что Иван Грозный убил своего сына? Это тоже известно. Первым эту версию выдвинул папский нунций Антонио Поссевино, который приезжал в Россию для того, чтобы помочь заключить мир между Россией и Польшей, и заодно для того, чтобы договорится об унии Русской православной церкви с Папой римским. Мир ему заключить позволили, потому что это было в интересах Ивана Грозного, а об унии он даже разговаривать с ним не стал. Кстати, тогда сказал он знаменитую фразу, что когда Антонио Поссевино начал говорить, почему Вы, русские, упрямитесь, у вас же греческая вера, греки с нами унию заключили, мы веруем едино. На что Иван Грозный ответил, у вас с греками вера, может быть, и единая, а у нас вера другая, не греческая, у нас русская. И показал им отворот-поворот, собственно на этом переговоры об унии закончились. Это не соответствовало намереньям Антонио Поссевино, который хотел стать объединителем двух церквей и войти в историю как таковой. Он был очень недоволен, и, уехав потом на Запад, он стал всячески клеветать про Ивана Грозного, в том числе запустил эту клевету о том, что Иван Грозный убил своего сына. Собственно потом эту версию, которую Поссевино запустил об убийстве Иваном Грозным своего сына, в России разрекламировал Карамзин в своей "Истории государства Российского". Собственно с Карамзина и возник образ такого жестокого тирана Ивана Грозного, который всех вокруг убивает, который вечно подозревает всех в заговоре. До него такого не было, до него к Ивану Грозному в России относились очень уважительно. Надо сказать, что Карамзин выполнял определенный заказ, это человек, который, скажем так, в 18 лет ушел в отставку. Видимо, тогда было принято у русских дворян именно в Золотой век Екатерины, как они называли ее правление, с детства записаться в армию, к своему восемнадцатилетию уже получить чин, и уйти в отставку, и жить в свое удовольствие в поместье. Он не просто ушел в отставку, он стал членом масонской ложи "Золотого венца", он сразу получил от государства субсидии на написание своей истории и стал ее писать. В частности он описал царствование Ивана Грозного в самых негативных тонах, более того, он осознавал, он делал это сознательно. В одном из частных писем он пишет: "Моя история без Ивана Грозного как павлин без хвоста". И соответственно этот "хвост" он описывал самыми мрачными яркими красками, все это было целенаправленно, пропаганда против Ивана Грозного. А затем после Карамзина это стало распространятся и в художественной литературе, допустим, мы знаем, что Алексей Константинович Толстой написал повесть свою "Князь Серебряный", по которой, кстати, уже в двадцатом веке был снят фильм. И в том числе выше упомянутый художник Репин, который написал картину Ивана Грозного и его сына Ивана. После чего со всеми, скажем так, и моделями изображенными на этой картине, там, кстати, в частности изображен как модель писатель Гаршин, и с самим художником стали происходить просто мистические вещи, у художника, у Репина, стала отсыхать рука, которая в конце концов отсохла, он больше не смог писать, а Гаршин сошел с ума и бросился в лестничный пролет. Кстати, эти мистические случаи происходят до сих пор с теми, кто как-либо участвует в очернении образа Ивана Грозного. Например, я знаю, что какое-то время назад был создан балет об Иване Грозном соответствующей направленности, и с тем танцором, который Ивана Грозного там изображал, тоже случились какие-то неприятные вещи, я сейчас не могу вспомнить, то ли он попал под машину, то ли с ним случилась какая-то серьезная болезнь. В общем, это до сих пор продолжается, поэтому как в Библии сказано: "Не прикасайтесь к помазанникам моим". Это действительно так, к таким людям надо очень серьезно относится, поэтому все-таки судить о роли каких-то исторических деятелей в жизни страны надо по конкретным цифрам. Вот я знаю, что при Иване Грозном территория возрастала, население возрастало. При Иосифе Сталине территория возрастала, население тоже возрастало, поэтому для меня они положительные политические деятели, между которыми можно провести определенные параллели.

Рекомендуем книги: