Logo
Версия для печати

Туттуль (Tuttul)

Туттуль (Tuttul / Tall Bi’a)

Туттуль — городище на берегу Евфрата на востоке Сирии. Значимый древний город в бывшей Северной Месопотамии процветал со второй половине 3-о тысячелетия до нашей эры до 17 века до н. э.

Городище находится в двух километрах к востоку от города ар-Ракка, у слияния рек Белич и Евфрат. Самая высокая точка городища составляет 266 метров.

Древнейшие следы поселений городища датируются серединой 4-го тысячелетия н.э. (период Урук).

Насыпь имеет размер от 35 до 40 га и придает приблизительно полукруглое расширение с прямой стороной с юга в направлении восток-запад длиной 750 метров и с севера на юг 650 метров. Стены состояли из глиняных кирпичей высотой 6-6.3 метров. 

Древние вавилонские слои во многих местах лишь немного ниже текущего уровня пола, поэтому структура города была очевидна еще до раскопок на различных высотах местности. Самая высокая точка насыпи является центральным холмом Е, имеющем высоту до 12 метров и возвышающимся над местом жилого города. Здесь было первое здание второй половины 3-го тысячелетия до н.э., а также постройки дворца (Junger Palast) от старого вавилонского периода. Долгую историю строительства этого здания закончились в 18 - м веке до н.э. В дополнение к церемониальным обязанностям дворца были экономические функции, как было доказано несколькими печами, которые устанавливались в большом дворе, где был ранее главный номер (номер Q). Остатки печи были найдены с другими отходами, смешанными в яме в середине двора, наряду с большим количеством глиняных табличек и оттисков.

При раскопках в 1980 году был исследован участок на холме Е. Были обнаружены три слоя среднего и позднего бронзового века, которые от византийских руин разделял 10-15см. слой земли. Также обнаружены строительные конструкции и группа домов. 

Большинство из найденных сохранившихся строений пострадали от незаконных раскопок. "Старые"слои (2 и 3) на холме B с начала 2-го тысячелетия имеют плотную жилую застройку. Некоторые из слоев нарушены более поздним арабским кладбищем. 

На Холме C, на западе городища, вблизи городских стен, обнаружены остатки среднего размера храм Анте, что часто встречается в 3-м и 2-м тысячелетии на территории Сирии, и, как правило, расположены на самой высокой точке в жилом районе. Вход был на востоке. Это самый старый Antis-храм, в котором можно обнаружить культ ниш. 

Городище Туттуль было защищено от наводнения, по крайней мере, 15-ти метровыми высокими террасами. Поля орошали, в основном, из р.Белич, это подтверждается найденными клинописными табличками 2-го тысячелетия до н.э.  ассирийского царя Шамши-Адад I.  В долине рек были хорошие условия для выращивания ячменя, пшеницы и кунжута. В текстах Мари были найдены сведения, что, помимо этого, жители города занимались выращиванием скота и производством древесины. 

Город был портом, даже сегодня видны прорытые искусственные каналы от Белич и судоходный путь к Ефрату, с перепадом высот 35-40 метров. Город имел стратегическое значение на пересечении двух транспортных соединений. Маршрут с юго-востока, через Туттуль продолжался на запад, в Алеппо, или на север, к Кархемис (Каркемиш). 

В Туттуль, Эбле и большинстве других городов Месопотамии правили лица, носившие шумерский титул еп (царь-жрец). 

Народы сегодняшних Сирии и Палестины в прошлом предпочитали Культ Дагану (Дагона), который был весьма распространен. Он был одним из высших богов Эблы. Одним из центров его культа был город Туттуль на Евфрате. Именно Дагона Туттульского благодарит аккадский царь Саргон за то, что тот дал ему захватить ряд городов и земель по Евфрату и в Сирии, в том числе Эблу. В Угарите в списке богов Дагану упоминается непосредственно перед Балу–Цапану. Филон Библский пишет, что Дагон был братом верховного бога Эла, т. е. утаритского Илу. В Угарите храм Дагану занимал даже более высокое положение, чем святилище его сына. Но, несмотря на тщательные раскопки в районе этих храмов, текстов, которые рассказывали бы о Дагану, в Угарите не обнаружено. Да и сами угаритяне признавали Туттуль культовым центром этого бога. Это не означает, что в Угарите Дагану был «чужаком»; вероятнее всего, его культ пришел туда вместе с амореями. Но все же некоторую инаковость по сравнению с их родным Балу угаритяне, видимо, ощущали, хотя и весьма этого бога почитали.

Источники: https://ar.wikipedia.orghttps://www.harrassowitz-verlag.dehttp://www.orient-gesellschaft.dehttp://www.krugosvet.ru

https://rutlib.com

 

From:
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2017