Logo
Версия для печати

Пещера Эль-Кастильо (Cueva de El Castillo)

JW_SIGP_LABELS_08 001.jpg

Пещера Эль-Кастильо (Cueva de El Castillo)

Пещера Эль-Кастильо (Cueva de El Castillo)

Эль-Кастильо - доисторическая пещера с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита, расположенная в Пуэнте-Вьесго (Кантабрия, Испания).

Входит к комплекс пещер Монте-Кастильо и занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (Альтамира и наскальная живопись Северной Испании). Эль-Кастильо была открыта в 1903 году испанским археологом Эрмилио Алькальдом дель Рио, одним из первых исследователей наскальной живописи кантабрийских пещер. Позднее, многие рисунки были изучены известным французским археологом Анри Брейлем.

Внутрь пещеры ведёт входное отверстие, которое было значительно расширено во время археологических исследований. Внутри пещеры, на стенах протяжённостью почти в 275 м, расположены наскальные рисунки, на которых можно увидеть изображения лошади, бизона, зубра, оленя, мамонта, и других животных, окружавших первобытного художника. Особый интерес представляют отпечатки человеческих ладоней, сделанных с помощью распыления краски на прижатую к стене пещеры руку. Исследовавшая их группа учёных из Бристольского университета, пришла к выводу, что возраст одного из них составляет более 37300 лет, и что часть настенной живописи может принадлежать не кроманьонцу, как считалось, а неандертальцу.

Первые следы пребывания человека в Эль-Кастильо датируются 150 тысячами лет до нашей эры. Первыми обитателями пещеры были представители ашельской культуры раннего палеолита, жившие примерно 150 тыс. лет назад. Ашельская культура стала первой человеческой культурой, вышедшей за пределы Африки. Люди этой культуры находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, занимались собирательством и охотой, пользовались простейшими кремневыми орудиями в виде макролитов — ручных рубил. Эти люди уже умели хранить огонь и приблизились к тому, чтобы научиться его добывать. Без огня создание галереи в кромешной тьме пещеры Эль-Кастильо было бы невозможным.

Находки в пещере Эль-Кастильо внесли бесценный вклад в изучение процесса постепенного вытеснения неандертальцев мустьерской эпохи человеком современного вида (гомо сапиенс) ориньякской культуры.

Ученые долго ломали голову над вопросом о том, почему именно в горе Монте-Кастильо так много рисунков, тогда как в пещерах совсем неподалеку стены совсем голые. И пришли к выводу, что ответ следует искать в географическом расположении горы и пещер, что находятся как раз на границе между равнинами, спускающимися к морскому побережью, и долинами в горном районе. Фактически гора стоит как пограничный столб между этими двумя районами, на пути к высокогорным пастбищам, куда устремлялись с равнины стада диких копытных животных, на которых охотились первобытные жители пещеры Эль-Кастильо.

На стенах пещеры изображены животные, на которых охотился древний человек, все это очень крупные млекопитающие.

Стены доисторической пещеры Эль-Кастильо сплошь покрыты многоцветными рисунками, открытыми в 1903 г. испанским археологом Эрмилио Алькальдом дель Рио — первым энтузиастом-исследователем наскальной живописи кантабрийских пещер. В последующем рисунки были более подробно изучены и систематизированы в 1910-1914 гг. Г. Обермайером и П. Вернетом, а еще позднее — французским археологом АнриБрейлем (1877-1961 гг.).

Пещеру было не так просто отыскать: сначала в нее вел узкий лаз (древние люди опасались вторжения хищников), лишь позднее расширенный во время археологических исследований. На всем своем протяжении стены внутри пещеры покрыты рисунками.

Здесь находятся изображения лошади, бизона, зубра, оленя, мамонта, лани и других животных, знакомых первобытному художнику. Есть и фигуры непонятного смысла: овалы, квадраты, «колокола»... Люди древности даже придумали собственную технику живописи — из множества точек, образующих геометрические фигуры или изображения животных. Использованы в основном черная, желтая и красная минеральная краска.

Совершенно необычным являются отпечатки человеческих ладоней: они оставлены с помощью распыления охры на руку, прижатую к стене пещеры. В целом это изображение напоминает фотонегатив. Это самые ранние изображения в пещере. Один из таких отпечатков был сделан 40 800 лет назад и является самым древним пещерным рисунком в мире.

К настоящему времени определены и описаны 150 изображений, относящихся к периоду от раннего палеолита до бронзового века.

Кроме изображений в пещере были обнаружены наконечники гарпунов, дубинки с гравировкой, которым 16 тыс. лет.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ:

■ При попытке определить точный возраст изображений в пещере Эль-Кастильо, оказалось, что известный радиоуглеродный метод в данном случае не применим, поскольку в краске не оказалось органического пигмента. Группа исследователей из Великобритании, Испании и Португалии под руководством доктора Алистера Пайка из Бристольского университета, применив метод радиоактивного распада урана, сумела добиться результата, измерив возраст крохотных сталактитов, образовавшихся поверх некоторых рисунков.

■ Исследование пещеры в 1910-1914 гг. Г. Обермайером и П. Вернетом финансировал Альбер I (1848-1922 гг.) — одиннадцатый князь Монако из династии Гримальди, большой энтузиаст науки. Сам опытный океанограф, он участвовал в разнообразных морских экспедициях и даже открыл отмель Принцессы Алисы — подводную гору в районе Азорских островов. Князь сам создал несколько приборов для изучения процессов в Мировом океане, основал Океанографический музей Монако и Институт палеонтологии человека в Париже.

■ Исследователь пещеры Эль-Кастильо Анри Брейль был не только археологом, антропологом, этнологом, геологом, специалистом по палеолиту и истории первобытного искусства. Он был католическим священником и носил сан аббата, что не помешало ему в 1910 г. стать почетным профессором доисторической этнографии в Институте палеонтологии человека, а в 1929 г. — профессором первобытной истории Коллеж де Франс. Во всем мире известна его книга «Четыреста веков наскального искусства», опубликованная в 1952 г.

■ Гора Монте-Кастильо сама по себе представляет удивительное зрелище: у нее практически идеальная коническая форма, почему гора напоминает террикон из пустой породы, что стоят около шахт.

Источники: http://www.bbc.comhttp://secrets-world.comhttp://www.turismodecantabria.com

 http://cuevas.culturadecantabria.comhttp://asonov.comhttps://ru.wikipedia.org

 

 

 

From:
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2022