СМИ
Вход

Афросиаб (Afrasiab)

Афросиаб (Afrasiab)

К северу от современного Самарканда расположено обширное безжизненное городище, покинутое жителями после монгольского разгрома (начало XIII века). У мусульманских авторов городище было известно под именем «хисори кухна», «калъаи кухна», «калъи кадым» то есть старая крепость. Современное наименование «Афросиаб» (имя мифического царя Турана, героя эпической поэмы «Шах-Наме»), как указывали археологи, встречается лишь примангытах в XVII – XVIII веке.

Возможно, однако, и такое определение происхождения слова Афросиаб: согдийское «Паршавап», таджикское «афроз-сиах-аб», буквально «над Черной водой». (Имеется в виду арык Сиаб). Вся площадь городища занимала почти 219 гектаров. Археологические работы на городище начались в 1874 году с небольших раскопок майором Борзенковым по указанию генерала Абрамова. Раскопки велись в северной части городища и за его пределами.

В 1883 году по указанию генерал-губернатора Черняева работы были возобновлены подполковником Крестовским недалеко от мечети Хазрет-Хызр, отстроенной на очень древних фундаментах в середине XIX века. Все эти раскопки не имели научного значения, но дали ценные находки, особенно раскопки Крестовского.

С 1885 года наступает новый период в истории археологического изучения Самарканда. Сюда приезжает историк и археолог Н.И. Веселовский. Изучая городище, он отметил кроме наружной стены две внутренние и большие общественные хаузы; им впервые было высказано мнение, что Афросиаб был покинут жителями после монгольского разгрома в 1220 году. В 1912-1913 гг. в западной части городища был вскрыт комплекс помещений. В одном из зданий была открыта замечательная резная алебастровая панель и остатки стенной живописи, в которой можно было рассмотреть три человеческих фигуры.

Это была первая случайная находка доарабской монументальной живописи в Средней Азии. К сожалению, от воздействия воздуха краски быстро осыпались, и живопись, которую предположительно относили к VII-VIII вв., погибла. Больше памятников живописи на территории Самарканда до 1965 года найдено не было. В 1919 году была произведена раскопка на территории здания, обнаруженного в 1912 году. Расчищена целиком большая зала, где были сняты со стен растрескавшиеся на куски панели, перенесены в музей и собраны в специальных рамах. В результате длительного изучения археологом М.К. Пачосом крепостных стен городища был получен материал, который оказался достаточным для следующих конкретных выводов:

1) Фактический материал и его толкование позволяет дать схему развития города, начиная лишь с IV-V вв. н. э.;
2) Первая городская стена была построена в IV веке н. э. Тогда же возникла и стена цитадели;
3) Вторая городская стена выстроена в VI – начале VII века;
4) Четвертая внешняя стена возникла в VIII – первой половине IX века;
5) Первая и вторая городские стены и стена цитадели были заброшены в первой половине IX века, после возведения внешней городской стены;
6) Накануне монгольского нашествия стены городища подверглись ремонту. Тогда же была возведена и третья стена; ею была обнесена лишь небольшая территория внутри города;
7) В период монгольского нашествия были произведены большие работы по усилению оборонительных сооружений Афросиаба;
8) На рубеже нашей эры город занимал не всю территорию городища, а только ее северную часть.

Наибольший расцвет жизни города на территории Афросиаба относится к саманидскому периоду (X в.). Город тогда занимал весь холм городища, окруженный мощными стенами с четырьмя воротами. К югу от него выросло торговое предместье (рабад) с базарами и мастерскими ремесленников. Жизненные центры начинают постепенно перемещаться на юг. После монгольского разгрома жизнь на холме Афросиаб опустела навсегда. Об этом свидетельствует тот факт, что на Афросиабе не обнаружено культурных слоев, которые относились бы ко времени после Чингиз-хана.

Источники: http://www.bookinguz.comhttp://kudapoehat.orghttp://www.photosight.ruhttp://www.advantour.com

From:
Другие материалы в этой категории: « Варахша Джанбас-Кала »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии