Вход

Половецкий воин. Курск

На экологической тропе «Стрелецкая степь» в Центрально-Черноземном заповеднике стоит каменное изваяние, так называемая «каменная баба». Сотрудники Курского музея Археологии датируют её XI веком.

В 17-м веке тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах и возвышениях, заметных издали участках степи (на водоразделах, при слиянии рек, на перекрестках дорого). Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по 5-10 штук на каждом кургане. Ставили их на перекрестках дорог, где они показывали направление пути (в ту сторону куда было обращено лицо и надо было дальше двигаться, чтобы выйти на какое-либо поселение). «Каменные бабы» считались и божествами, которым покланялись, приносили жертвы, выпрашивая исполнить желание. В период освоения степей, курганы начали распахивать, а «каменных баб» стали в массовом количестве уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Но русские ученые сумели в конце 19-го века добиться от правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства.

«Каменные бабы» изучались многими русскими исследователями, которые пришли к выводу, что они принадлежат половецкой культуре. В основу типологии легли: пол статуи (мужской или женский), поза (сидящие, стоящие) и разнообразные изобразительные и технические приемы, использовавшиеся при изготовлении статуй. При построении эволюционного ряда можно выделить следующие этапы: к 1-му (раннему) этапу относятся стеловидные и плоские статуи (к ним относится и «каменная баба», стоящая в Стрелецкой степи); ко 2-му – круглые скульптуры (стоящие и сидящие), но со слабо обработанной спиной и низким рельефом в изображении рук, живота, лица. Далее развитие рельефной круглой скульптуры идет по пути детализации портретных и костюмных элементов (украшений, оружия и разного бытового интерьера). Это позволило узнать многие элементы костюма не известные ранее, так как от них остались лишь изображения на статуях. Ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что каменные половецкие изваяния – остатки сложных верований и обрядов, связанных с культурой предков. Статуи не были надмогильными памятниками, они воздвигались в степи на высоких местах в тщательно оборудованных для этого святилищах. Развалы камня рядом с остатками изваяний попадались и в восточноевропейских степях.

В начале 70-х были открыты святилища донецким археологом М. Швецовым. В центре огороженного пространства были обнаружены пьедесталы двух (мужской и женской) статуй. У подножья их найдены многочисленные следы жертвоприношений – кости животных, а в одном из святилищ было погребено изображение медведя. Скульптура не превышала в длину 0,6 м и являлась, видимо, символом родоначальника рода, к которому принадлежали скульптурные изображения мужчины и женщины, стоявшие в центре святилища. Найденные останки жертвоприношений позволили установить состав жертвенных животных: конь, бык, баран, собака. В одном случае было обнаружено ритуальное захоронение ребенка, умерщвленного, видимо, специально в качестве жертвы. С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, прекратилось в степях и производство этих замечательных произведений искусства. До революции сведения о наличии «каменных баб» в Курской губернии упоминались в следующих местностях: недалеко от Обояни, близ Дроздовских курганов, также в с. Ивня (Обоянский уезд) в саду графа Клейнмихеля, в сл. Мантурово Тимского уезда, а также две «бабы» в имении Томилиных и других местах. Все они были привезены извне, с юга.

Источник: zapoved-kursk.ru