Logo
Версия для печати

Языческие идолы на территории Беларуси

Слово «идол» происходит от греческого εἴδωλον и имеет несколько значений, одно из которых обозначает объект религиозного почитания в виде скульптурного изображения божества. Именно в этом смысле слово «идол» будет использоваться в данной статье. Эта работа является попыткой обобщения известных на сегодняшний день находок языческих идолов и сведений о них в письменных и этнографических источниках на территории Беларуси. Такой подход немного ограничен, так как население, оставившее после себя идолы, далеко не всегда занимало территории, которые совпадают с границами современной Беларуси. Вместе с тем в статье упоминаются сведения об идолах в приграничных с Беларусью регионах.

Классификацию культовых языческих скульптур можно выполнить на основании различных критериев, например, материала, из которого они были сделаны. Согласно такому подходу идолы можно разделить на деревянные, каменные, металлические, костяные и т. д. Также идолы можно подразделить на антропоморфные и зооморфные, на мужские и женские и т. д. Коллектив белорусских исследователей предложил следующую классификацию идолов, найденных на территории Беларуси:

- отдельные каменные головы (около 10), которые вставлялись в деревянные или каменные постаменты. Это идолы из Слонима, деревни Остромечево Брестского района, Шклова, «Царь Давид» на Червеньщине;

- фигуры, среди которых имеются четкие человекообразные (д. Богино Браславского р-на) и в различной степени стилизованные формы (д. Залузье Жабинковского р-на, Лепель, Чаплин около Бреста, деревни Юхновичи Слонимского р-на, Хожево Молодечненского р-на, Елизаровичи Речицкого р-на, Долгиново Вилейского р-на, Бутьки Пружанского р-на и другие)

Правда, насчет первого вида возникают определенные вопросы: найденные каменные головы не обязательно могли устанавливаться на постаменты; не стоит исключать версию, что это просто части разбитых идолов. Также некорректным является пример идола «Царь Давид», который не сохранился, а из описаний следует, что это был каменный столб с вытесанным лицом.

Языческие культовые скульптуры обозначались не только словом идол. Существовал ряд других наименований: идолы, стоды, боги, истуканы, болваны, кумиры, каменные бабы и т. д.. Слово стод по-видимому, происходит от староскандинавского stoð «столб, колонна». Этот термин имеет близкое слово и в литовском языке – stabas, которое обозначает идола – объект языческого поклонения.

Этим словам подобно и старославянское слово столб (бел. стоўб), которым также могли обозначать идолов в форме столба. Не так давно стоўб возле печи был известным культовым местом в белорусской хате, возле которого отправляли различные обряды; характерно, что этот столб также назывался балванам. В 1622 г. монах Жировицкого монастыря Феодосий в своем трактате объяснял смысл слова идол: «Семдесят прекладачов преложыли рытыну идолом, то ест балванъ... а балванъ естъ фалшывое подобенство то ест значачы то, чого правдиве немашъ, яко гды погане выставляли слупы Венере, або Менерве, оные знаки балваном были ижъ значыли бога або богиня таковые яковыхъ не было, немашъ, ани быть могут, а такъ они правдиве значыли». Этот отрывок интересен тем, что в нем упоминаются сразу несколько обозначений языческой культовой скульптуры: идол, болван, слуп (столб). Последнее, хотя и не очень информативно, дает сведения о внешнем виде идолов. Также обращает на себя внимание, что монах объяснил смысл греческого термина идол с помощью слова «болван». Хотя происхождение этого понятия до конца не выяснено, но можно предположить, что оно местное или закрепилось в языке очень давно, так как не требовало для читателей дополнительного объяснения.

Для церковных авторов почитание идолов являлось главным признаком дохристианских культов. От слова идол в старобелорусском языке образовался ряд соответствующих понятий: идолопоклонение, идолатрия, идолопоклонство (идолопоклоньство), идолохваление ‘почитание идолов’, идолобесие (идолобисие), идолослужение ‘языческий культ поклонения идолам’, идоложрецъ , идолослужитель (идолослужытель), ‘тот, кто служит идолам, языческий жрец‘, идолопоклонникъ , идолохвалитель ‘идолопоклонник‘, идольский (идолский) ‘языческий‘, а также балвохвальство (болвохвалство , балвофалство) ‘идаласлужэнне‘, балвохвалца (болвохвалца) ‘идолопоклонников‘. Греческое происхождение слова «идол» на самом деле свидетельствует о позднейшем церковном происхождении образованной от него терминологии. Языческими по происхождению следует считать слова стод, стоўб (слуп), баба и, возможно, болван (бел. балван).

Большинство языческих идолов не сохранилось до наших дней, особенно это касается деревянных стодов. Однако их следы находят археологи во время раскопок. Так, следы от деревянного столба-идола были обнаружены в центре площадки Ходосовичского святилища. Это было углубление диаметром 1 м и глубиной 0,15 м. Деревянные столбы-идолы находились на предполагаемом Туровском капище. Яма для идола также была выявлена во время раскопок Верховлянского святилища в Берестовицком р–не. На городище милоградской археологической культуры Горошково в одной из культовых построек в центре была выявлена небольшая кольцевая канавка, которая могла являться основой для жертвенника либо стоявшего здесь идола.

К наиболее древним находкам культовых скульптур исследователи причисляют небольшие изображения, найденные на поселении Осовец-2 в Бешенковичском районе, которые относятся к позднему неолиту (раннему бронзового веку). Эти фигурки оставило население северобелорусской археологической культуры. Одна статуэтка была вырезана из твердого лиственного дерева и имела темно-серый цвет, что вызвано, возможно, натиранием соответствующим красителем. Статуэтка представляет собой голову мужчины с четкими и резко очерченными чертами лица. Нижняя часть находки обломана. Похоже, что головка переходила в стержень-жезл. Длина сохранившейся на сегодня части составляет 9,5 см. Ныне фигурка хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске. Вторая фигурка представляет собой отломанную головку статуэтки из рога длиной 4,2 см. Это опять же образ мужчины с острой бородой, прямым носом, высоким лбом и глубокими выбуравленными глазницами.

Источник: ufo-com.net

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2017