Вход

Чанкилло

О том, что в перуанском районе Чанкилло (Chankillo) когда-то располагался некий таинственный церемониальный комплекс, учёные догадались давно. Некоторое время они присматривались к этому месту — до тех пор, пока в 2000 году археолог из Католического университета Перу (Pontificia Universidad Católica del Perú) с простым испанским именем Иван Гецци (Ivan Ghezzi) и своей бригадой не приступили к раскопкам в данной местности.

Результаты не заставили себя долго ждать. Интересное обнаружилось практически сразу — благо местность находится под открытым небом и не очень пригодна для проживания. Соответственно, обошлось без значительных затруднений, которые могли бы возникнуть при обычных раскопках из-за культурных слоёв, лежащих выше. Да и, как вы можете понять по снимкам, в этой полупустыне совсем не «проблемная» почва.

Раскопки, тем не менее, затянулись до 2003 года. А подробности об их результатах стали известны совсем недавно: Гецци и его коллега из университета Лейстера (University of Leicester), профессор археоастрономии Клив Рагглз (Clive Ruggles) отчитались о них в Science. Самая примечательная часть комплекса, которая, очевидно, и стала причиной любопытства – это странная возвышенность на пустынной местности, верх которой венчают тринадцать практически одинаковых башен, расположенных в ряд.

Чанкилло представляет собой укреплённый холм, который в древности был ритуальным центром. К такому выводу учёные пришли не сразу: первоначально думали, что это – просто защищённая территория, окружённая тройной стеной. В силу этого говорила техника кладки камней, характерная для крепостей.

Но от этого представления исследователи вскоре решительно отказались: как бы ни было защищено это место, оно совершенно не снабжается водой, а значит, там никто не мог постоянно жить. Однако назначение зубчатой стены, находящейся в стороне, ни историки, ни археологи не могли распознать – нужна она была для обороны или для совершения ритуалов?

Когда Гецци начал работу в этой области, он интересовался в первую очередь археологическими находками. Те предметы, которые удалось там найти, подтверждали культовое назначение центра. Что же касается башен, привлёкших внимание исследователей, то они издалека похожи на позвоночник гигантского динозавра, торчащий из песка. Протяжённость этого хребта, состоящего из 13 «позвонков» – каменных башен – около 300 метров. Башни, построенные из камня, неодинаковы по высоте — от двух до семи метров. Зато пятиметровые промежутки между ними соблюдены точно.

Эта особенность сигнализирует, что каменные зубцы использовались для наблюдения небесных событий, происходивших с определённой периодичностью. Нужно только знать, откуда смотреть. Если такая позиция существует, то вопрос об «астрономичности» конструкции будет решён автоматически. Известно, что инки, к чьей империи эта область относилась в XIII веке нашей эры, отслеживали перемещение Солнца по небу в течение года. Основным астрономическим средством были обсерватории, в которых определённые точки траекторий перемещения светил регистрировались с помощью системы колонн.

«Астрономия была опорой политики и идеологии инкских правителей», — утверждает Гецци. Соответственно, и продержалась она вплоть до XVI века, когда прибыли европейские завоеватели, уничтожившие как само государство инков, так и почти все их обсерватории. Чтобы подтвердить предположение о том, что тринадцать башен – это дожившая до нашей эпохи обсерватория, учёный обратился за помощью к Кливу Рагглзу, известному британскому специалисту в области археоастрономии.

Профессор Рагглз, должно быть, отреагировал на просьбу без особого энтузиазма. «Я часто расстраиваюсь, когда посещаю места, которые люди называют древними обсерваториями», — признаётся профессор. По его словам, всё может указывать на какие-то астрономические явления, но слишком часто археоастрономия оказывается ни при чём. Однако этот раз оказался приятным исключением, когда Рагглз увидел, что линия, по которой выстроены башни, соответствует годичному пути Солнца. Осталось только найти «пункт наблюдения».

Выяснилось, что такая точка уже есть. Даже две. Ими оказались места, специально выбранные древними людьми, жившими здесь до инков, чтобы смотреть за перемещениями Солнца. Они находятся в 230 метрах к западу и к востоку от башен. Решающим открытием оказалась находка группы зданий, расположенных в 180 метрах к западу. В результате раскопок археологи обнаружили не только сами постройки, но и длинный 40-метровый каменный проход, который вёл от зданий прямо к западной точке наблюдения (никаких ответвлений или выходов из него не предусмотрено). Этот «коридор», очевидно, был каким-то аналогом пути, который вёл паломников от деревянного Стоунхенджа к каменному.

Характерно, что неподалёку от этих зданий обнаружилось множество артефактов (вроде посуды и черепков), которые могли быть связаны с проведением здесь каких-то ритуалов. Вокруг восточной точки несколько иная обстановка – там обнаружились руины домов поменьше, и никакого перехода нет. Но и тот, и другой пункты схожи между собой: они позволяют наблюдать Солнце у горизонта. Только если из западного виден восход, происходящий над башнями, то из восточного – закат, так же «привязанный» к тринадцати башням.

Однако в разные сезоны Солнце встаёт и заходит в разных точках. Поэтому-то учёные мужи древности и решили, что нужен целый ряд башен, по которым можно следить за Солнцем на протяжении целого года – от летнего солнцестояния до зимнего, и обратно. Попытки современных астрономов увязать постройки Чанкилло с другими объектами (например, с Луной и, следовательно, с лунным месяцем) к успеху не привели, так что, перед нами – настоящая солнечная обсерватория, служившая заодно и календарём.

Кстати, доступ в наблюдательные пункты ограничен — в каждом из них есть место только для двух-трёх человек. Это, вероятнее всего, также связано с проведением каких-то священнодействий (которые у народов Латинской Америки иногда были весьма кровавыми). Те сакральные процедуры сейчас трудно реконструировать – ни изобразительных, ни письменных свидетельств, связанных с постройками Чанкилло, не сохранилось.

Исходя из того, что, скажем, восход Солнца между зубцами наблюдать могли немногие (очевидно, жрецы), Рагглз смог сделать некоторые предположения о структуре ритуалов. В частности, учёный подумал, что они происходили при массовом скоплении людей на площади, и толпа, конечно, могла видеть восход или закат, но не с той особой перспективы, с которой видел жрец, возглавлявший собрание. Понятно, что основное назначение обсерватории – ритуальное. Ясно, что её идея не особенно изощрённая. Однако, как замечают исследователи, она существенно отличается от аналогичных конструкций, построенных в Латинской Америке в глубокой древности. Например, тем, что может «работать» на протяжении всего года.Гецци сообщил, что эта обсерватория, возможно, — одна из самых старых в обеих Америках. Впрочем, утверждение это довольно спорное. Ведь другая обсерватория, найденная в перуанских Андах, датируется аж 4,2 тысячами лет. Правда, она ещё не успела обрести необходимую «научную популярность», так что слова Гецци – формально – можно считать корректными. Оба учёных отмечают, что в данном случае важна не столько сама конструкция. Это открытие ценно другим – оно говорит о том, что культ поклонения Солнцу существовал в Перу давно, задолго до инков, известных солнцепоклонников Южной Америки.

Надо, между прочим, отметить, что в археоастрономии намечается довольно интересная тенденция – новые открытия «делают» культуру этого региона всё более и более древней. Причём за счёт отнюдь не примитивных и довольно необычных находок.«Чанкилло – одно из самых восхитительных мест, с которыми я сталкивался, — говорит Рагглз и озадаченно добавляет, — а вообще, довольно необычно, что настолько древнее астрономическое устройство так долго оставалось неизвестным».

Автор: Владислав Карелин

Источник: Группа ВКонтакте "Тайны прошлого"